90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Геополитика Центральной Азии: кто борется за влияние

11.02.2026 20:00

Политика

Геополитика Центральной Азии: кто борется за влияние

Геополитика Центральной Азии становится ареной соперничества Китая, России и США. Кто получит контроль над регионом?

Геополитика Центральной Азии становится ареной растущего соперничества мировых центров силы. Россия, Китай и США усиливают присутствие, а странам региона приходится искать баланс интересов. Своим мнением по целому спектру вопросов с Cronos.Asia поделился эксперт Центрально-Азиатского корпуса развития, кандидат политических наук Мурат Тулеев.

— Мурат Сергазиевич, первый вопрос для человека несведущего в вопросах политиологических терминов, хочется выяснить что такое само понятие геополитика?

— На современном этапе в сложной политической обстановке в мире актуальными становятся вопросы геополитики, ее соотношение с национальной безопасностью. Географические факторы – размер и местоположение государства или группы государств, характеристики соседних территорий, внутренние асимметрии – могут служить важными факторами для анализа и даже предсказаний поведения государств на международной арене и формирования глобального пространственного порядка.

Родоначальник немецкой геополитики Фридрих Ратцель отмечал, что базовые признаки государства определяются его территорией и местоположением, а его могущество зависит от того, насколько успешно государство приспосабливается к условиям среды, в которой функционирует. В центре внимания геополитики находятся такие вопросы, как: раскрытие и изучение возможностей адекватного использования политических факторов физической среды и воздействие на нее в интересах военно-политической, экономической и экологической безопасности государства. В сферу практической геополитики входит все, что связано с территориальными проблемами государства, его границами, рациональным использованием и распределением ресурсов, включая и людскими.

— А какова геополитическая ситуация в Центральной Азии и каков уровень рисков и вызовов, с которыми сталкиваются страны региона, и как можно их охарактеризовать ее?

— Изучая механизмы и формы контроля пространства со стороны политических институтов, в первую очередь государств и союзов государств с геополитической точки зрения Центральная Азия занимает важнейшее стратегическое положение в Евразии. В соответствии с теорией знаменитого английского геополитика X. Дж. Маккиндера, является составной частью «Хартленда – сердца Земли».  Исторически с ним связана так называемая «Большая игра», то есть борьба между Российской и Британской империями в XIX в. за контроль над Афганистаном и Центральной Азией.

Если в российской и китайской трактовке этот регион включает территории только пяти постсоветских республик – Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана, то в 2005 г. руководитель Института по исследованию стран ЦА и Кавказа в Вашингтоне (США) Ф. Старр предложил ввести в употребление термин «Большая Центральная Азия» (БЦА, Greater Central Asia Partnership – GCAP). Кроме указанных выше государств в этот регион он включил западную часть Китая (Синьцзян-уйгурский автономный округ), Монголию, северные районы Ирана и Афганистана, а также Кавказ. 

— Значит ли, что геополитика – это контроль пространства, его ресурсы и влияние на страну или группу стран из вне?

— В современных исследованиях геополитика утратила исключительно пространственно-контролирующую трактовку и стала более сложным аналитическим полем, в котором учитываются культурные, институциональные и экономические измерения. Геополитика в эпоху глобализации выходит за рамки географического детерминизма, трансформируясь в аналитическую категорию, охватывающую сетевые и системные взаимосвязи на разных уровнях международной политики. Идет регионализация многополярного мира как проявление новых форм геополитической субъектности, где важную роль играют идентичность, интеграционные блоки, культурные коды и т.д.

— В чем геополитическая особенность Центральной Азии, имеются ли проблемные вопросы в этой сфере?

— Система безопасности Центральной Азии, с точки зрения геополитики, представляет собой сложную структуру, состоящую из внешних и внутренних факторов. У нас имеется проблема в конфликтогенности всего региона. Это - дефицит водных ресурсов, территориальные споры и др. В перспективе разбор водных ресурсов грозит спровоцировать в регионе конфликты между государствами, поскольку пока не удается достичь компромисса.

Все эти и другие проблемы, связанные с безопасностью Центральной Азии, имеют межрегиональный характер. По прогнозам экспертов, между тремя странами (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан) остаются нерешенными вопросы государственных границ и территориальные претензии, что усугубляет существующие межэтнические противоречия может привести к конфликтам.

На сегодняшний день геополитическая ситуация в Центральной Азии остается наиболее потенциально опасной для возникновения террористических проявлений. Наряду с этим, эксперты рассматривают возможность раскола государств по этническому или территориальному принципу (Таджикистан – Горный Бадахшан и приграничные к Узбекистану районы; Узбекистан – Ферганская долина), а также возникновения вероятных факторов конфликта на межгосударственном уровне. Необходимо отметить, что варианты выстраивания региональной системы безопасности пока проработаны недостаточно, не говоря уже о конкретных шагах по претворению этих вариантов в жизнь.  

Ну, а в целом, современная Центральная Азия представляет собой уникальное геостратегическое пространство, в котором пересекаются интересы множества держав, отстаивающих собственные позиции в условиях продолжающейся трансформации глобального порядка.

— Как будет развиваться ситуация в Центральной Азии и каков уровень рисков и вызовов, с которыми сталкиваются страны региона, и как можно характеризовать возможные пути развития в контексте внутренних проблем и внешнего влияния?

— Необходимо обращать внимание на активизацию интереса США к региону после публикации «Стратегии национальной безопасности» 2022 года, в которой Центральная Азия названа ключевым направлением внешней политики в противовес влиянию Китая и России. Этот подход, ориентирован на продвижение норм и ценностей либеральной модели международных отношений.

Проблемы безопасности осложняются тем, что государства региона не способны в течение продолжительного времени самостоятельно противостоять масштабному проявлению угроз и вызовов. Особенно в случае их превращения в массовое движение или же при возникновении новых проблем экономического или политического характера в странах Центральной Азии.

Ведь экономика большинства государств Центральной Азии, ориентированная на сырьевой сектор, и она значительно пострадала от изменений глобальной конъюнктуры. Высока уровень влияния внешних факторов на региональную стабильность. Для закрепления зон своего доминирования внешние акторы используют различные способы давления на государства региона, чье геополитическое соперничество, по всей видимости, постепенно переходит в новую активную фазу.

— А влияние Китая…?

— Китай и Центральная Азия (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) имеют тесное стратегическое партнерство, основанное на масштабном экономическом сотрудничестве, инвестициях, инфраструктурных проектах таких как "Пояс и Путь". Следует отметить, что с Китаем растет товарооборот, развивается энергетическое партнерство, укрепляется политический диалог через институционализированный формат саммитов, создается «сообщество единой судьбы», которое открывает новую эру взаимного развития.

Китай выступает как ключевой торговый партнер и инвестор, а страны Центральной Азии являются поставщиками ресурсов и транзитных коридоров. Китай расширяет свое присутствие в регионе, который традиционно находился под российским влиянием, и уже стал его крупнейшим торговым партнером. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» Пекин финансирует крупные транспортные проекты, среди которых железная дорога Узбекистан–Кыргызстан–Китай, автомагистраль Китай–Таджикистан, а также новые пограничные переходы и логистические узлы, включая хаб в Хоргосе в Казахстане.

— Благодарим, за интервью!  

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

11.02.2026 20:00

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Мурадыл Ганиевич Мадеминов

Мадеминов Мурадыл Ганиевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
9,8

тонн золота добыла "Centerra Gold Inc." за 2012 год на руднике "Кумтор"

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Февраль 2026

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28