Как Китай превратил зимний спорт в экономику роста и какие уроки из этого может извлечь Казахстан.
Экономика зимнего спорта Китай за последние годы превратилась в самостоятельную индустрию, опыт которой, как отмечает Cronos.Asia, всё чаще рассматривается как ориентир для Казахстан на фоне подготовки к зимним Азиатским играм 2029 года.
От Олимпиады в Милане до Азиады в Алматы
6 февраля в Италии пройдет церемония открытия зимней Олимпиады 2026 года. Основные торжества пройдут на арене «Сан-Сиро» в Милане. Ранее в этом же городе президент Национального олимпийского комитета Казахстана Геннадий Головкин и глава Олимпийского совета Азии Его Высочество шейх Джоан бин Хамад Аль-Тани подписали документ, согласно которому Алматы примет зимние Азиатские игры 2029 года.
Ранее 7-е зимние Азиатские игры в 2011 году уже проходили в Алматы наряду с Астаной. Так что город уже обладает спортивной инфраструктурой, что позволило его рассматривать для проведения международных соревнований без необходимости масштабного строительства. То есть предстоящие Игры будут проведены на уже сформированной базе, которая, честно говоря, не используется в полной мере. Кто, например, в последнее время видел летающих лыжников на трамплинах, что выше алматинского проспекта аль-Фараби?
Безусловно, проведение Азиатских игр в 2029 году станет дополнительным импульсом для развития зимних олимпийских видов спорта. Как в своё время случилось в Китае, чьи спортсмены раньше не демонстрировали особых успехов, а сегодня всё чаще становятся на пьедестал почёта. При этом, как сообщает газета «Жэньминь жибао», культура зимних видов спорта в Китае насчитывает длительную историю. Например, ещё тысячу лет назад катание на коньках в период правления династии Сун было популярным развлечением среди императоров.
Китайский пример: как аутсайдер зимних видов спорта стал медальным лидером
Сегодня Китай превратил зимние виды спорта в национальную экономическую индустрию. Особенно это стало заметно после проведения Зимних Олимпийских игр в Пекине в 2022 году, где китайские спортсмены заняли четвертое место в медальном зачете. На проведение данной Олимпиады, кстати, претендовал город Алматы, но в итоге Пекин победил с перевесом всего в четыре голоса (44 против 40). Заявленный Китаем бюджет Игр оказался размером в 3,9 млрд долларов США. Смог бы такую сумму в нынешнее непростое время выделить Казахстан?
В настоящее время развитие китайской «экономики льда и снега» перешло от государственной инициативы к самодостаточной рыночной нише. По данным на январь 2026 года официальная оценка сектора превысила 1,2 трлн юаней, что составляет приблизительно 165 млрд долларов США.
Это стало результатом интенсивного развития, не имеющего аналогов в мировой индустрии физкультуры, спорта и зимнего отдыха. То, что начиналось как инициатива по привлечению интереса к зимним Играм 2022 года, превратилось в сложную экосистему туризма, высокотехнологичного производства, интеграции городов и сёл. Этот рост теперь обусловлен изменением модели внутреннего потребления, преобразующим местную экономику от гор Алтая и Синьцзяна до тропических городов юга.
Экономика льда и снега
Статистические данные по отрасли указывают на значительные структурные изменения. В течение первого месяца текущего зимнего сезона 2025–2026 годов китайские горнолыжные курорты приняли 35 млн посетителей, что на 10% больше, чем в предыдущую зиму. Ещё более примечателен всплеск интереса иностранных туристов, их за тот же период прибыло 190 тыс. человек, что на 66% больше, чем годом ранее.
За последнее десятилетие китайская «холодная экономика» демонстрировала среднегодовой темп роста, превышающий 20%. Соответствующие потребительские расходы выросли более чем на 25% и сейчас превышают 187,5 млрд юаней. Эти цифры свидетельствуют о сочетании инвестиций в инфраструктуру и меняющихся предпочтений в образе жизни среди среднего класса Китая.
Основной движущей силой роста доходов является появление курортов, ориентированных на конкретные виды отдыха. Эти комплексы не похожи на традиционные альпийские европейские спортивные центры, а больше на мультимодальные развлекательные комплексы. Хотя данные высококлассные курорты составляют лишь около 4% от общего числа горнолыжных центров Китая, на них приходится почти 29% всех посещений.
Такая концентрация спроса отражает предпочтения потребителей в отношении Lifestyle туризма, а не чистого спорта. Данные курорты успешно отделили свои доходы от ограничений зимнего сезона, позиционируя себя как центры отдыха в любое время года. Например, на горнолыжном курорте Тайву, расположенном в районе Чонгли города Чжанцзякоу провинции Хэбэй (на востоке КНР, окружающей Пекин) почти 70% из 2,6 млн посетителей в год приезжают в летние месяцы. Им предлагаются горный велоспорт, музыкальные фестивали, альпийские аквапарки и кемпинг, где разрешено размещение с домашними животными.
Быстрый рост этой отрасли неразрывно связан с расширением сети высокоскоростных железных дорог Китая. Инфраструктура стала мощным фактором выравнивания географических возможностей, превратив отдаленные горные хребты в доступные места отдыха на выходные для городских жителей.
Поездка из Пекина порой занимает менее часа, что способствует развитию культуры отдыха на выходных, когда двух- или трехдневные путешествия становятся отраслевым стандартом.
Уникальной особенностью китайского рынка также является его сильная зависимость от крытых горнолыжных курортов, ставших важнейшей отправной точкой для развития индустрии. В настоящее время в Китае находится более половины из 130 мировых таких комплексов. Эти центры функционируют как «фабрики лыжников», ежегодно превращая около 5 млн новичков в активных любителей.
Курорты как бизнес
Устранив географические и климатические ограничения, крытые горнолыжные курорты позволили зимним видам спорта прижиться в южных провинциях, где нет естественного снега. В таких городах, как Гуанчжоу и Шэньчжэнь, крытые объекты стали важными туристическими центрами. Например, флагманский курорт Bonski в Гуанчжоу (Guangzhou Sunac Snow Park) только в 2024 году привлек более 1 млн иностранных туристов.
Этот успех позволил китайским бизнесменам экспортировать свои модели управления и технологии. Китайские фирмы теперь сотрудничают с первым крупным крытым горнолыжным курортом в Австралии, что свидетельствует о переходе Китая от потребителя культуры зимних видов спорта к экспортеру своих логистических и операционных решений.
Приток иностранных туристов стал быстро набирающей обороты тенденцией.
Количество бронирований въездного туризма на зимние курорты Китая нынешней зимой почти удвоилось, при этом рост в Синьцзяне и Внутренней Монголии превысил 130%. Эта тенденция поддерживается расширением безвизового режима (с недавних пор для поездок в Китай он действует и для граждан Казахстана до 30 дней пребывания).
В отличие от развитых европейских курортов, где существуют высокие барьеры для входа, связанные с высокими ценами, владением снаряжением и спортивным опытом, китайские курорты созданы для новичков. Услуги оптимизированы: качественный прокат оборудования, многоязычное обучение и интегрированная с технологиями логистика (например, услуги доставки снаряжения и координация бронирования отелей через приложения) становятся отраслевым стандартом.
За первые десять дней января 2026 года количество бронирований авиабилетов в китайский регион Алтай выросло на 50%, что демонстрирует привлекательность суровых регионов Китая с обильным снегом. В исторически слаборазвитых регионах бум зимних видов спорта стал новым экономическим стимулом, создав тысячи новых рабочих мест.
Казахстан перед выбором: использовать шанс или повторить старые ошибки
Уверен, что президент Касым-Жомарт Токаев, как опытный дипломат и китаист в куре происходящего в соседней стране и хочет такого же развития у нас в Казахстане. В частности, в обширном интервью газете Turkestan глава государства отметил, что в прошлом году ряд мировых СМИ назвали Казахстан одной из лучших стран для путешествий.
Развитие алматинского горного кластера и модернизация курорта «Шымбулак» обозначены им как одно из направлений обновления туристической отрасли. Речь идет о системном развитии горных территорий с учетом инфраструктуры, безопасности и экологии.








Правила комментирования
comments powered by Disqus