Считать деньги в чужом кармане – занятие неблагодарное и непродуктивное. Хотя иногда хочется – не посчитать, а порадоваться за ближнего. Или, например, позавидовать (белой или чёрной завистью – как получится).
Вот грузчики мусора на бишкекском предприятии «Тазалык» могут, оказывается, зарабатывать до 100 тысяч сомов в месяц – почему бы им по-доброму не позавидовать и за них не порадоваться? Люди получают хорошие деньги за тяжёлую работу, ну и молодцы. Или, например, некий гениальный художник/писатель/артист – тоже в состоянии прилично заработать. Трудом, а главное – талантом.
На этом фоне весьма интересным выглядит безбедное существование людей, которые тяжелее транспаранта «Долой!» никогда ничего в руках не держали и не обладают никакими выдающимися способностями… Впрочем, способности у них есть. Такой дар далеко не каждому даётся – умение привлечь внимание заграничных меценатов к собственной персоне, выбить финансирование сомнительных для родной страны, но выгодных грантодателям проектов. Не утруждать себя ни погрузкой мусора, ни другой какой-нибудь общественно полезной деятельностью и кататься как сыр в масле.
И ещё один талант, пожалуй, всё-таки объединяет кыргызских «гражданских активистов» (есть такая модная профессия). Все они не лишены актёрских навыков, которые тоже очень помогают им в «правозащитной» работе.
Возьмём, к примеру, Дмитрия Кабака. Кто он такой? Информация везде одна и та же: правозащитник из Кыргызстана. Это его профессия, жизненное кредо и источник неплохих заработков. Сейчас, правда, Дмитрий Иванович после долгих странствий по Украине и Западной Европе вернулся в Бишкек и даже подрабатывает в Американском университете в Центральной Азии (АУЦА), преподаёт что-то из области экономики.

Начинал он свою кипучую правозащитную деятельность совсем ещё зелёным юнцом. Как говорится, безусым. И безбородым: тогда он судился со скорой медицинской помощью, которая не успела приехать к его отцу-сердечнику… Отца Дмитрия, безусловно, жаль. Но главное, что младший Кабак тогда указал в судебном иске, - алопеция. От переживаний у него, дескать, выпала борода, и медики обязаны компенсировать ему морально-материальный ущерб.
А дальше – пошло-поехало. Кабак грудью кидался на защиту секс-меньшинств, отстаивая их права и отмечая с ними все ЛГБТшные праздники и мероприятия. Эта тема ему ближе других, поскольку… Однако его личная жизнь – его личное дело. Уехал из Кыргызстана – и всё у него в этом смысле получилось. И с партнёрами, и с отсутствием необходимости скрывать свою ориентацию, и вообще.
Даже находясь за границей, господин Кабак живо откликался на все события, происходившие в Кыргызстане. Активно комментировал, давал непрошеные советы, бывал в Бишкеке наездами с лекциями для молодёжи, раздавал интервью… Последние годы главное, что его беспокоит, - «агрессор Путин». Но в этом он не одинок.
Вот здесь самое время задаться вопросом: на какие шиши? Откуда у безработного в принципе «гражданского активиста» деньги хотя бы на бесконечные разъезды по миру? Голодающим оборванцем Дмитрий Иванович тоже не выглядит…
Возьмём знаменитую на весь мир другую кыргызскую правозащитницу – Толекан Исмаилову. Или, как она кокетливо именует себя в соцсетях, - Телли Смаил. На родине женщина бывает от силы месяц в году. Всё в трудах, аки пчела. Разъезды, международные правозащитные конференции, обеды и ужины в дорогих ресторанах с обязательным выкладыванием в сеть отведанных изысканных блюд, сверкание многотысячными гаджетами и бесконечный самопиар…

Свечку никто не держал. Вполне возможно, что по ночам, когда никто не видит, Толекан Асаналиевна подрабатывает грузчицей мусора. Так что вопрос про деньги снимаем. Оставляем другие вопросы: для чего она в редкие приезды в Бишкек днями тусуется в украинском посольстве и старательно муссирует тему российско-украинского конфликта? Зачем изображает из себя переживательницу о судьбах простых кыргызских женщин? И почему не реагирует на просьбы о помощи, исходящие от тех, кто реально нуждается в защите своих прав?..

Азиза Абдирасулова. Ещё одна великая правозащитница, по её собственным словам, посвятившая всю себя борьбе с человеческим бесправием и угнетением.
У Азизы Папановны амплуа прямо противоположное исмаиловскому. Толекан – эдакая суперуспешная бизнесвумен, ни в чём себе не отказывающая и живущая на полную катушку. Абдирасулова – немолодая нездоровая бессребреница, ютящаяся в каморке на окраине Бишкека и подвергающаяся постоянным несправедливым нападкам со стороны властей.

Ничего из вышеперечисленного не мешает Азизе Папановне путешествовать по миру в своё удовольствие, принимать активное участие в «правозащитных» ресторанных посиделках и устраивать потрясающие провокации.
Вот в феврале 2022 года начинается СВО России в/на Украине. Президент Кыргызской Республики тут же выступает с обращением, где расставляет все точки над всеми буквами: позиция Кыргызстана – нейтральная. За этим следует строжайший запрет на митинги около посольств… И Азиза Абдирасулова со товарищи тут же разворачивают украинский флаг около российского посольства. После разгона митинга – обязательные крики про ущемление прав и свобод…
Вот ещё один митинг, в ходе которого к Азизе Папановне приближаются сотрудники милиции и просят покинуть место дислокации. Азиза Папановна в ответ поднимает шум, демонстративно падает на землю и так же демонстративно отбивается всеми конечностями. Итог: в СМИ выходят гневные репортажи, как бишкекская милиция по-скотски обращается с беспомощными престарелыми женщинами…
Из последнего: осенью 2025 года Абдирасулова триумфально вернулась из дальней заграницы, куда уехала в декабре 2024-го, обидевшись на критику президента Садыра Жапарова. Тот, собственно, ничего плохого не сказал, просто напомнил энпэошникам, что негоже заниматься огульным очернительством, провокациями и лживыми вбросами… Азиза Папановна разыграла целый спектакль, раззвонила по всей стране, что её якобы преследуют, угрожают, караулят около дома, и она якобы вынуждена бежать, бросив больного мужа и маленького внука…
«Прекратите преследовать Азизу Абдирасулову!» - накинулись на кыргызское правительство многочисленные абдирасуловские благодетели. «Никто её не преследует, - пожал плечами Жапаров. – Если хочет, пусть возвращается».
Неуловимый Джо. Неуловимый – потому что даром никому не нужен. Но шуму создаёт много. В столь почтенном возрасте Азизе Папановне сидеть бы дома, нянчить внуков и носки вязать. Тем более что бразды правления в своём НПО «Кылым Шамы» уже передала достойной наследнице – дочери Гулшайыр… Однако за это кураторы не платят.
Лейла Назгуль Сейитбек. Ну очень интересная персона. В своё время тоже якобы вынуждена была бежать из Кыргызстана из-за «политических преследований». Бежала, если честно, спасаясь от уголовного дела о мошенничестве. Вместе с мужем брала у людей деньги, обещая продать земельные участки, - а после была такова. Общий ущерб, по данным ГУВД Чуйской области – более 250 тысяч долларов. Супруги были объявлены в международный розыск, но поймать их не удалось.

Сейчас госпожа Сейитбек позиционируется как «правозащитница из некоммерческой организации «Свобода для Евразии». Живёт в Вене. И суёт свой нос всюду, куда только можно. Ругает Россию за Украину. Критикует Юлию Навальную за слишком открытые плечи. Переживает за права каракалпаков в Узбекистане и Казахстане. Потихоньку раскачивает «межнац» и антирусские настроения в Кыргызстане…


И всё это без написания талантливых картин или погрузки мусора в «Тазалыке». Чувствует себя прекрасно, цветёт и пахнет, домой не рвётся (её и в Австрии неплохо кормят).
Напоследок – ещё один вопрос. Риторический. Права какого конкретно человека защищают эти правозащитники, кроме своих собственных прав – при полном отсутствии обязанностей?








Правила комментирования
comments powered by Disqus