В октябре-декабре из Афганистана произошло несколько атак на таджикскую территорию. Талибы заявили, что эти атаки — дело рук террористов из числа этнических таджиков. Однако по какому-то странному совпадению, атаки террористов на Таджикистан начались после того, как в прессе появились сведения о налаживании контактов Душанбе и Кабула. Все это придает перестрелкам на таджикско-афганской границе совсем иной смысл, чем в него вкладывают в информационном поле.
Выбор цели
Нужно согласиться с теми экспертами, которые считают, что недавние приграничные конфликты «Талибану» невыгодны. Никаких причин для того, чтобы засылать своих боевиков в Таджикистан у талибов нет. На всех уровнях талибы подчеркивают: никаких претензий к соседям у них нет, и терроризмом они не занимаются.
Здесь вообще стоит напомнить, как все было. По большому счету, контакты Кабула и Душанбе, которые можно назвать условно-нормальными, начались в сентябре этого года. Когда посол Таджикистана Сади Шарифи посетил пострадавшую от сильного землетрясения афганскую провинцию Кунар, и передал местному населению партию гуманитарной помощи. Тогда же в сентябре президент Таджикистана Эмомали Рахмон, выступая в ООН, заявил:
«Таджикистан также выступает за обеспечение мира и стабильности, полной безопасности и социально-экономического развития в соседнем Афганистане. Мы готовы содействовать этому процессу и в этой связи призываем международное сообщество оказать гуманитарную помощь, особенно регионам, пострадавшим от засухи и сильных землетрясений».
Речь Рахмона есть в Интернете в свободном доступе. Из нее видно, что таджикский лидер не допустил в адрес нынешнего афганского режима ни слова критики.
В октябре Душанбе посетил губернатор афганской провинции Балх Юсуф Вафо. Он встречался в таджикской столице с председателем ГКНБ Таджикистана Саймумином Ятимовым. Вафо заверил Ятимова, что Афганистан продолжает интенсивно бороться с террористами на своей территории, чтобы не дать им дестабилизировать регион. Более того: губернатор Балха на той встрече призвал Душанбе восстановить дипломатические и политические отношения. По сообщениям СМИ, в ответ Ятимов заявил, что Таджикистан и Афганистан будут жить «в мире и дружбе, как братские народы».
Затем таджикская делегация во главе с зампредседателя Хатлонской области Заробиддином Файзуллозода посетила афганскую приграничную провинцию Кундуз. Главным вопросом той встречи также стала безопасность границ. Ну а в середине ноября Кабул посетила делегация уровнем повыше: в ее составе были представители МИД и ГКНБ. По данным афганских СМИ, таджикская делегация встречалась с главой правительства талибов Мохаммадом Хасаном Ахундом и директором разведки Абдулом Хаком Васиком. И хотя эти контакты официальный Душанбе не подтверждал и не опровергал, афганские источники сообщали, что речь на этих встречах шла о признании Таджикистаном действующей власти Афганистана. Причем афганские СМИ писали: несмотря на то, что ничего конкретного во время этих встреч «Талибан» не достиг, но в целом у таджикской стороны подход к Афганистану меняется.
В начале декабря, после телефонного разговора министров иностранных дел Таджикистана и Афганистана, афганская пресса писала:
«Таджикистан и Афганистан недавно создали атмосферу доверия для политического, экономического сотрудничества и безопасности, но некоторые силы пытаются подорвать этот процесс».
Также стоит напомнить, что Казахстан и Кыргызстан уже убрали «Талибан» из списка запрещенных организаций, а Россия — и вовсе признала талибов официальной властью.
Поэтому нападения из Афганистана на таджикских пограничников и китайских рабочих выглядят, как попытки показать, что талибы не контролируют ситуацию. У авторов этих провокаций прослеживается и более долгосрочная цель — прекратить всяческие контакты между Таджикистаном и «Талибаном». То есть, Афганистан так и должен постоянно находиться в состоянии конфликтов с соседями и быть источником только угроз, а не возможностей сотрудничества ради общих интересов региона Южной и Центральной Азии.
Бес паники
Также под удар попадает и репутация Таджикистана в глазах мирового сообщества. Логика здесь — тоже довольно простая. Раз нападения имеют место, значит, с контролем ситуации на границах есть проблемы и у режима Эмомали Рахмона. Конкретно — у того, кто отвечает за охрану границ. То есть, все того же Саймумина Ятимова — пограничные войска и контрразведка Таджикистана находятся в его ведении. Дискредитация шефа ГКНБ РТ в глазах президента, Верховного Главнокомандующего и так далее здесь совершенно не исключена.
Известно также, что жертвами этих нападений стали не только таджикские пограничники, но и китайские рабочие на месторождениях золота и строительстве дороги «Душанбе-Куляб-Дарваз-Хорог-Кульма». Реакция Китая на инциденты в отношении своих граждан всегда весьма болезненна. Причем не только потому, что жертвами стали их люди — здесь еще и удар по позициям Китая в регионе, включая их проект «Пояс и путь».
Посольства Китая в Таджикистане и Афганистане потребовали не только от официального Душанбе, но и «Талибана» найти и наказать виновных. Более того: на заседании Совета Безопасности ООН 10 декабря полпред Китая Фу Кунг призвал Таджикистан и талибов усилить контроль на границе, чтобы подобных инцидентов впредь не было. По словам Фу, Пекин готов сотрудничать с Душанбе и Кабулом для укрепления координации и обеспечения стабильности. Видео его выступления опубликовало агентство Afghanistan International в социальной сети Х.
Параллельно Китай призвал своих граждан эвакуироваться из граничащих с Афганистаном таджикских территорий. Разумеется, когда все успокоится, китайцы туда вернутся. Но эти нападения уже дали повод Пекину быть недовольным Душанбе. Несмотря на то, что афганские СМИ заявили о поимке двоих подозреваемых в нападении на китайских рабочих.
Имеется и еще один игрок, по чьей репутации бьют подобные нападения. Заранее приносим извинения за то, что приходится излагать очевидное, но Таджикистан — это зона ответственности ОДКБ. Здесь уже расчет — на реакцию граждан стран — членов Организации. Им этими нападениями как бы говорят: ОДКБ вас защитить не сможет.
Строго говоря, этот тезис рассчитан на то, чтобы на его основе устраивать информационные атаки на ОДКБ и конкретно Россию в социальных сетях. Строятся эти атаки на заявлениях, будто Организация не контролирует ситуацию в своей зоне ответственности. Организаторы этих атак получают за свою работу вполне конкретные деньги. Однако есть люди, которые поддерживают риторику против ОДКБ совершенно бесплатно. Думая, при этом, что делают благое дело для своих стран. Таких людей сами «сценаристы» и «режиссеры» информационных кампаний называют «полезными идиотами».
Но, как бы там ни было, безопасностью таджикско-афганской границы в ОДКБ обеспокоены всерьез. В 2025 году завершился первый этап реализации Целевой межгосударственной программы (ЦМП) ОДКБ по укреплению таджикско-афганской границы. В конце июля Секретариат Организации и таджикская сторона утвердили перечень поставок вооружения и технических средств для Погранвойск ГКНБ Таджикистана. Как ожидается, все это начнет поступать в Таджикистан уже в следующем году — когда начнется реализация второго этапа ЦМП. Ближе к началу третьего этапа (а он начнется в 2027 году), станет точно известно, как именно и кем будет охраняться таджикско-афганская граница.
Таким образом, очевидно, что ситуацию на таджикско-афганской границе ОДКБ держит в списке наиважнейших приоритетов. Другое дело — не всем среди дальних соседей Центральной Азии и их «клиентелы» в самом регионе это нравится. . Поэтому есть подозрение, что по мере реализации ЦМП ОДКБ, информационное давление на сам блок и каждого его участника в отдельности будет только усиливаться. Обеспечивая информационный фон очередным нападениям боевиков на таджикские пограничные посты — чтобы вызвать у лидеров и простых жителей стран ОДКБ нужные организаторам всех этих атак эмоции. Одной из которых обязательно будет неверие в своих соседей и стратегических союзников.








Правила комментирования
comments powered by Disqus