Вечером 17 июня суд второй инстанции в Бишкеке оправдал трех депутатов Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) от оппозиционной партии «Ата-Журт», обвинявшихся в попытке незаконного захвата власти в стране. Камчыбек Ташиев, Талант Мамытов и Садыр Жапаров вышли из следственного изолятора, сохранив в неприкосновенности свои депутатские мандаты. Некоторые аналитики в Кыргызстане и за его пределами полагают, что это может стать началом наиболее крупномасштабного политического кризиса в республике за последние три года.
Интересно, что 19 июня парламент страны должен будет рассмотреть законопроект о денонсации соглашения с США по Центру транзитных перевозок - авиабазе в аэропорту «Манас». Тот факт, что накануне из тюрьмы были освобождены лидеры оппозиции, трудно назвать простым совпадением.
За освобождение депутатов шла борьба, в начале июня родственники и односельчане Ташиева даже перекрывали стратегически важную магистраль Бишкек-Ош, с ними вели переговоры о разблокировании дороги. Но в том случае, если бы властям надо было просто утихомирить людей, арестантам можно было просто сократить срок до уже фактически отбытого (троица депутатов находится в СИЗО ГКНБ с осени прошлого года).
По нашей информации, освобождение оппозиционеров «вчистую» стало крайне неприятным сюрпризом для администрации президента Алмазбека Атамбаева: судя по тому, как шло рассмотрение дела в суде второй инстанции, она скорее ожидала, что приговор Первомайского районного суда будет ужесточен, а не отменен.
Уже через несколько минут после известия о решении суда оправдать Ташиева и его подельников, кыргызстанский интернет буквально взорвался возмущенными комментариями. Чаще всего пользователи Facebook и других интернет-площадок задавали вопрос: судей запугали или купили?
В принципе, в том, что в последние месяцы судьи в Киргизии отпускают из тюрьмы даже самых одиозных представителей криминального мира, и, вероятно, делают это небескорыстно, ничего нового для общественности нет. Весной был освобожден «по болезни» и отбыл в Россию Азиз Батукаев, которого называли вором в законе. 28 мая Ошский областной суд оправдал Кадыра Досонова по кличке Дженго, одного из наиболее известных на юге страны «авторитетов». Список можно продолжить. Но в данном случае за выходом на свободу оппозиционеров могли стоять гораздо более серьезные силы, способные не только задействовать серьезный финансовый ресурс, но и дать определенные гарантии тем, кто примет решение об освобождении.
Интересно, кстати, что на судебном заседании 17 июня судья, было, заикнулся о переносе дела на 24 июня, но в него полетели из зала пластиковые бутылки и даже чья-то туфля. Решение было вынесено в тот же день. Вместе с тем, кажется странным, что судья так боится ташиевского «ОБОНа» («Отряд баб особого назначения») - женщин, приехавших на процесс из Джалал-Абадской области. Он мог бы просто приказать милиции очистить зал и далее слушать дело в закрытом режиме. Наблюдатель, склонный к конспирологии, может счесть бросание бутылок инсценировкой…
Обретшие свободу оппозиционные лидеры уже заявили, что намерены на ближайшем заседании парламента выступить с жестким политическим заявлением. Возможно, они собираются вновь потребовать немедленной национализации золотого месторождения «Кумтор» (именно это требование выдвигалось ими прошлой осенью на митинге, который завершился попыткой прорваться на территорию «Белого дома» в Бишкеке).
«В последние недели оппозиционные силы в Кыргызстане оживились, явно получив, в том числе, финансовую подпитку, - полагает соучредитель московского Института гуманитарно-политических исследований Александр Филиппов. – Если следовать принципу «ищи, кому выгодно», то в нынешних условиях политический кризис и роспуск парламента Кыргызстана вполне отвечал бы интересам США. Если оппозиция расколет Жогорку Кенеш, и его придется распустить, то вопрос о договоре по военной базе будет отложен, как минимум, на полгода. А уж какой для этого повод будет использован - вопрос по месторождению «Кумтор» или иной, - не столь принципиально. Как сформулировал еще президент Джордж Буш, военное присутствие США в Кыргызстане не имеет временного лимита. И для того, чтобы оказать давление на кыргызстанское руководство, США вполне могут подкормить оппозицию в этой стране».
Интересно, что в последнее время американские дипломаты развернули в Киргизии серьезную активность. Буквально на днях посол США Памела Спратлен встречалась с одной из наиболее влиятельных и вместе с тем достаточно не зависимых от центрального правительства фигур на юге Кыргызстана – с мэром города Ош Мелисом Мырзакматовым. Подробности беседы не разглашались, известно лишь, что мэр попросил США «оказать помощь в розыске организаторов июньских событий 2010 года».
Аналитики в Бишкеке обратили внимание и на тот факт, что в США закрыли уголовное дело против Максима Бакиева, сына бывшего президента Киргизии Курманбека Бакиева. Так что Соединенные Штаты более не добиваются его экстрадиции. Не исключено, что этому предшествовали определенные договоренности, и американцам даже не придется тратить средства собственных налогоплательщиков, чтобы повлиять на внутриполитические процессы в Кыргызстане: перед бегством за рубеж семья Бакиевых, как известно, сумела вывести за границу немалые активы.
Теперь оправданные судом оппозиционеры могут с новыми силами приступить к организации массовых акций протеста в различных регионах страны, сочетая их с давлением на вертикаль исполнительной власти через парламент. Уроженец севера Садыр Жапаров вполне может взять на себя Иссык-Куль, где нынешней весной уже проходил митинг за национализацию «Кумтора», закончившийся массовыми столкновениями с органами правопорядка. Камчибек Ташиев возьмется за родной Джалал-Абад…
В этой ситуации принципиально важно то, как поведет себя Кремль. Россия последовательно выступает за вывод американской базы из Кыргызстана. Она связана с Киргизией как определенными обязательствами в рамках ОДКБ, так и двусторонними договоренностями, подписанными осенью прошлого года. В этих документах определяется, что если конституционному строю в Кыргызстане будет что-то угрожать, Москва имеет право вмешаться напрямую. Можно предположить, что она может протянуть руку помощи президенту Алмазбеку Атамбаеву в случае начала массовых беспорядков, особенно, если будет очевидно, что эти беспорядки инспирированы извне. Но в какой форме эта помощь может поступить и не окажется ли она запоздалой? На эти вопросы пока нет ответа.
Правила комментирования
comments powered by Disqus