Завышенные показатели явки избирателей, введение граждан в заблуждение и повсеместные нарушения — невзирая на это, международные наблюдатели признали референдум по принятию поправок в Конституцию Таджикистана состоявшимся.
«Таджикистанцы голосовали просто так — по инерции. Избиратели не знали, за что они отдают голоса. Было общее представление на уровне «мы выбираем мир, согласие и процветание страны», — таджикский политолог на условиях анонимности поделился с корреспондентом ИА REGNUM впечатлениями от прошедшего 22 мая в Таджикистане референдума, фактически сделавшего Эмомали Рахмона пожизненным президентом этой страны.
По словам респондента, голосование традиционно прошло с огромным количеством нарушений — прямое вмешательство органов власти и использование административного ресурса начались уже на этапе подготовки к референдуму и продолжились непосредственно в день голосования.
«Главное нарушение было допущено в процессе подготовки избирательного бюллетеня. Его особенность состояла в том, что на один и тот же вопрос сначала отвечаешь «да», а потом «нет». В итоге, даже если бы все население проголосовало против, власти пересчитали бы результаты в свою пользу. Это называется введением в заблуждение голосующего», — сказал эксперт.
Вторым важным моментом, по его словам, стали показатели явки, которые обнародовала Центральная комиссия по выборам и референдумам Таджикистана.
«Официально объявили, что явка избирателей составила 92%. Но за вычетом трудовых мигрантов, которые на момент голосования находились за рубежом на заработках, такая цифра вызывает только смех. Граждане Таджикистана в России не идут голосовать, они работают или отдыхают от работы. Выполнение «гражданского долга» в таких условиях не приоритетно», — утверждает политолог.
Кроме того, как отметил собеседник редакции, избиратели в Таджикистане тоже проявили себя пассивнее, чем «нарисовали» при подсчетах компетентные органы республики. Эксперт подчеркнул, что референдум в очередной раз «выставил власти Таджикистана на посмешище».
Отвечая на вопрос о блокировке сайтов и социальных сетей, таджикский политолог сообщил, что «это традиция» и «перед большими мероприятиями политического характера этим действиям власти никто не удивляется».
«Делается это якобы для того, чтобы избежать провокаций. Чтобы «заинтересованные лица» не могли скоординироваться через социальные сети и организовать акции протеста или теракты. СМИ блокируют для того, чтобы внутренняя аудитория был максимально не информирована о происходящих событиях», — пояснил он.
Подводя итог, респондент подчеркнул, что прошедший референдум стал по-своему историческим событием для Таджикистана: «Теперь вся страна полностью перешла в руки одной семьи, причем надолго. Это не первый случай передачи власти в такой форме. Это вообще отличительная черта всего региона. Поэтому международные организации, которые должны отслеживать подобные нарушения, предпочтут закрыть глаза и заткнуть уши. Говорить о легитимности сейчас, после того, как они годами «не замечали» нарушений в соседнем Казахстане, себе дороже», — резюмировал собеседник редакции.
Правила комментирования
comments powered by Disqus