90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Таможенный союз и Кыргызстан. И хочется, и колется

17.04.2014 08:53

Политика

Таможенный союз и Кыргызстан. И хочется, и колется

На днях Министерство экономики сообщило: основные пункты Дорожной карты по присоединению Кыргызстана к Таможенному союзу согласованы. Дело за малым - получить согласие парламента и подписать многострадальный документ. Эти два заключительных этапа обещают быть не менее эмоциональными, чем обсуждение вопроса о судьбе КР в ТС.

Когда карта ляжет?

Согласовать основные пункты Дорожной карты удалось на заседании рабочей группы Евразийской экономической комиссии. От Кыргызстана переговоры вел заместитель министра экономики Данил Ибраев. Чиновники радостно заявили, что добились выполнения своих требований о дополнительном финансировании кыргызстанской экономики.

По информации Министерства экономики, в ходе обсуждения удалось протокольно закрепить такие моменты, как дальнейшее ведение переговоров по освобождению от таможенных пошлин товаров (валюта, монеты, драгоценные металлы), ввозимых Национальным банком КР. Удалось отстоять и сроки применения единых мер таможенно-тарифного регулирования при торговле с третьими странами, включая предоставление льгот и применение тарифных квот, указанных в проекте Дорожной карты. Сроки будут закрепляться непосредственно международным договором о присоединении КР к ТС.

Стороны договорились определить перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Кыргызстану необходимо применить ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от Единого таможенного тарифа ТС. В то же время Минэкономики отмечает, что Дорожная карта полностью не одобрена - по некоторым пунктам нужна доработка. В обсуждении еще шесть вопросов: четыре о передвижении валют, два - по ветеринарной и фитосанитарной службам.

«Есть договоренность президентов РФ и КР о том, что до одобрения Дорожной карты будет подписано соглашение об оказании финансовой помощи. Деньги понадобятся для реализации Дорожной карты, чтобы обустроить терминалы. Это единовременная выплата в $300 миллионов на развитие инфраструктуры. Мы просим помощь только у России. Договоренность достигнута во время встречи Алмазбека Атамбаева и Владимира Путина в Сочи», - пояснил министр экономики КР Темир Сариев.

Он добавил, что Кыргызстан, как и прежде, настаивает на создании инвестиционного фонда. «Кто-то потеряет свой бизнес, поэтому мы должны их переучить. Деньги нужны на лизинг, ипотеку, переработку сельхозпродукции, развитие текстильной промышленности», - сказал Темир Сариев.

Экономика vs политика

Можно сказать, что Дорожная карта по вступлению Кыргызстана в Таможенный союз готова на 90 процентов. Но сторонникам объединения радоваться рано. Оставшиеся 10 процентов документа - именно те вопросы, которые вызывают больше всего споров не только в стране, но и среди партнеров по переговорам. Страны ТС откровенно не понимают, почему Кыргызстан должен получить больше преференций, чем та же Армения. Она Дорожную карту по вступлению в ТС уже подписала и успешно выполняет все ее пункты.

Кыргызстан тем временем продолжает торговаться. Вступление страны в ТС становится очередной фишкой политических деятелей страны накануне парламентских выборов 2015 года. Опытные политики используют незнание населения как разменную монету, чтобы заработать больше очков у электората.

«Партнеры Кыргызстана должны быть более сговорчивыми в вопросе вступления в Таможенный союз, так как меняется вектор влияния. Нужно понимать, что все нуждаются в союзниках, а заручиться их поддержкой можно только через помощь», - заявил на круглом столе в ИА «24.kg» «Вместо политического переворота - экономическое чудо? Или плохие времена с исключительно хорошими возможностями» лидер парламентской фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев.

Главный сторонник объединения Темир Сариев рассматривает союз больше с точки зрения грядущих финансовых выгод. «Быстрые инвестиции в Кыргызстан могут прийти только из России и Казахстана. Кыргызстан вступит в ТС с учетом государственных интересов и возможностей экономики. Все борются за рынки сбыта. Если рассмотреть структуру экспорта, можно понять, откуда идут быстрые инвестиции. Это рынок Казахстана и России. Весь экспорт (кроме золота) идет к ним. Если мы хотим развивать производство, мы должны развивать рынок с теми, с кем торгуем», - заявил он.

Кто ответит за базар?

Главным минусом вступления Кыргызстана в Таможенный союз называют скачок цен на основные продукты питания и товары первой необходимости. Сторонники объединения утверждают, что на самом деле шока не будет. «Если сейчас усредненный таможенный тариф составляет 5,3 процента от стоимости, то после вступления КР в ТС он составит 7,8 процента. Но если Кыргызстан вступит в ТС, то предприниматели будут уплачивать таможенную пошлину единожды - при ввозе товара в Кыргызстан. Сейчас же они фактически платят дважды - при ввозе в КР и в страны ТС», - заявил на встрече с предпринимателями крупнейших рынков страны советник премьер-министра КР Олег Панкратов.

Он отметил, что негативно на положении страны может сказаться как раз невступление в ТС. В первую очередь это коснется бизнесменов. Олег Панкратов уверен, что вполне реальной выглядит ситуация, когда кыргызские предприниматели попросту не смогут войти на рынки ТС. «Им просто откажут во ввозе товаров. Для этого есть разные механизмы. Вспомните хотя бы наших производителей молочной продукции. Им попросту запретили ввозить продукцию в Казахстан. До сих пор большая часть «молочников» не может войти на казахский рынок. К тому же нужно учитывать, что Казахстан строит на границе с Китаем рынок «Хоргос», альтернативный «Дордою». Таким образом, в случае невступления Кыргызстана в ТС реэкспорт китайских товаров сможет осуществляться и в обход Кыргызстана», - считает чиновник.

Поддерживают эксперта и представители Министерства экономики. По их мнению, вопрос вступления Кыргызстана в союз - вопрос решения проблем с экспортом и реэкспортом товаров. Но при этом самым сложным остается вопрос работы рынков «Дордой» и «Кара-Суу». Нужно уже сейчас решать вопрос их перепрофилирования независимо от требований стран Таможенного союза.

«Темпы импорта падают из-за того, что страны ТС ужесточают прохождение товара. Предприниматели с крупных рынков жалуются, что у них встала торговля. Даже если мы не войдем в Таможенный союз, мы потерям рынок сбыта. Сегодня уже сами бизнесмены лоббируют вопрос вступления в ТС», - говорит министр экономики Темир Сариев.

Тяжелый путь легпрома

Когда речь идет о развитии производства в Кыргызстане, особенно в контексте Таможенного союза, то подразумевают, как правило, швейную отрасль. Кыргызские швейники давно и без чьей-либо помощи адаптировались к рыночной экономике и успешно экспортируют свою продукцию. Бренд Made in kg широко известен в России и Казахстане. Но радоваться грядущей отмене таможенных границ швейники не спешат. Объединение может поставить под угрозу кропотливый труд мелких производителей одежды.

«Мы заинтересованы в том, чтобы швейное производство не умерло, когда мы войдем в Таможенный союз. Мы не знаем, каковы плюсы и минусы именно для швейников-производственников. Думаю, когда откроется граница с Казахстаном и Россией, мы можем сильно пострадать. Ведь их швейники также смогут купить ткани, фурнитуру и оборудование по низким ценам в Кыргызстане. Тогда мы не сможем с ними конкурировать. Мелкие производственники просто «умрут», а крупные могут направить свои доходы в другую отрасль. Нужно думать о защите швейного производства. Мы хотим, чтобы для кыргызских швейников составляющие для производства завозили по сниженным ценам, и покупать их мы могли бы только для собственных нужд, а в другие страны ТС отправлять только готовую продукцию», - заявляет владелец небольшого швейного цеха на рынке «Алкан базары» Татьяна Коваленко.

Однако Олег Панкратов поспешил успокоить швейников. Правительство во время переговоров делает упор на отрасли, которые в стране развиваются наиболее динамично. Швейная индустрия в этом списке числится под номером один. «Сейчас делается все возможное, чтобы с присоединением к союзу положение швейников стало намного лучше», - отметил он.

Что же касается покупки комплектующих для швейной индустрии, то, скорее всего, после присоединения Кыргызстана к ТС тарифы на ввоз тканей, фурнитуры и швейного оборудования для кыргызских предприятий не изменятся. Но вот купить за те же деньги комплектующие для швейной отрасли казахские или российские бизнесмены не смогут.

«На самом деле это не наше условие. Это условие наших партнеров. У них есть единый таможенный тариф, а для нас они поставили условие: если мы берем какие-либо преференции, то должны обеспечить администрирование. То есть когда товар по сниженным пошлинам завозится на территорию КР, он не должен попадать на территорию других стран Таможенного союза. Это можно сделать через квотирование, лицензирование, но, тем не менее, такое условие существует», - говорит Олег Панкратов.

Made in kg китайского разлива

Однако радоваться кыргызским швейникам рано. В любом случае после вступления страны в Таможенный союз конкуренция увеличится в разы. Защитить всех государство не сможет. Единственный выход, который видят эксперты, - наращивать производство. Еще одна проблема в том, что уже сейчас предприимчивые соседи нашли выход из ситуации. Например, открывают предприятия на территории Кыргызстана. Причина не только в закупке комплектующих. Производство одежды в Кыргызстане по себестоимости ниже, чем в других странах ТС.

«У нас дешевая электроэнергия, рабочая сила, складские помещения. Это все входит в себестоимость товара. К нам приезжают бизнесмены из Казахстана, они заинтересованы в переносе производства сюда. В этом смысле наши преимущества стоит использовать, как 20 лет назад в Китае, когда при грамотном менеджменте они смогли достичь успехов в производстве», - говорит президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергей Пономарев.

Предприимчивые китайцы пошли еще дальше и стали продавать в России товары под брендом Made in kg. В итоге сейчас два вида товаров, которые продают под брендом «сделано в Кыргызстане» - китайского и кыргызского пошива. Естественно, китайские товары в разы дешевле, но и качество оставляет желать лучшего. Об этом на встрече с предпринимателями крупнейших рынков сообщил заместитель министра экономики КР Данил Ибраев.

«Мы сейчас работаем с соответствующими органами, чтобы искоренить подобное. Факт пошива дешевой китайской одежды под брендом кыргызских швейников бросает тень на нашу швейную отрасль. Это плохо сказывается на имидже отрасли и страны в целом. Но и конкурировать с ними намного сложнее», - подчеркнул Данил Ибраев.

С союзом или без?

Решение о начале процедуры присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу (ТС) и Единому экономическому пространству принято Евразийской экономической комиссией 11 апреля 2011 года. Заявку на вступление в ТС Бишкек подал 29 мая 2013-го. Прошло 2 года, а точной даты присоединения Кыргызстана к Союзу России, Казахстана и Беларуси нет. Дорожная карта полностью не принята. Первый ее вариант президент вернул на доработку в декабре 2013-го. Документ не отвечал интересам Кыргызстана.

Сейчас разработан и почти согласован новый вариант. На 29 апреля назначены парламентские слушания по проекту Дорожной карты. На нем эксперты и члены правительства должны убедить народных избранников в том, что ТС - это выгодно, а в Дорожной карте прописаны самые важные для Кыргызстана моменты. Убедят ли?

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

17.04.2014 08:53

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Лола Исламовна Каримова-Тилляева

Каримова-Тилляева Лола Исламовна

Постоянный представитель Узбекистана при ЮНЕСКО

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

2741

человек работает в компании "Кумтор" на 1 января 2013 года

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31