90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Две аварии на месторождении Кашаган: проект века "завис"?

16.10.2013 16:13

Энергетика

Две аварии на месторождении Кашаган: проект века завис?

Ровно неделю назад, когда в ходе VIII Евразийского энергетического форума KAZENERGY в Астане праздновали выход месторождения Кашаган на коммерческий уровень добычи, на самом месторождении случился, как официально было заявлено, "технический сбой". Коммерческая добыча нефти была приостановлена, произошедшее названо "незначительным инцидентом". Однако, по данным "Радиоточки", масштабы произошедшего гораздо больше заявленных. Корреспонденты портала, располагающие основными техническими параметрами произошедшего, полагают, что весь проект первой коммерческой нефти Кашагана по итогам "незначительного инцидента" поставлен под вопрос.

9 октября 2013 года в Астане празднуют выход Кашагана на коммерческий уровень добычи. Как того требует номенклатурная традиция, заложенная еще в советское время, это, безусловно, важное событие произошло как раз в канун VIII Евразийского энергетического форума KAZENERGY. Но атмосферу праздника портит досадная неприятность: пришло сообщение об инциденте на Кашагане, по результатам которого коммерческая добыча нефти приостановлена. Нефтяники эту информацию отрицают: очевидного не желает признавать не только оператор проекта - North Caspian Operating Company B.V. (NCOC), но и министр нефти и газа Узакбай Карабалин, неожиданно для журналистов сделавший сенсационное заявление о фантастическом уровне добычи нефти на Кашагане: 175 тысяч тонн (в реальности  консорциум NCOС к моменту аварии достиг уровня добычи чуть более 60 тысяч, то есть только приближался  к уровню коммерческой нефти в 75 тысяч тонн).

Уже вечером 10 октября сотрудники консорциума перестали отрицать факт аварии. И только в течение следующего дня, 11 октября, пресс-служба компании NCOK распространила два пресс-релиза, после чего ситуация прояснилась окончательно. 9 октября на Кашагане произошло две аварии. Утром произошел технический сбой на морском комплексе она острове D и датчики зафиксировали "растрескивание" трубы. А во второй половине дня обнаружили утечку на газопроводе в двух километрах от наземного газоперерабатывающего комплекса "Болашак" вблизи аула Карабатан в Западном Ескене в санитарно-защитной зоне.         

Однако самого главного представители компании так и не рассказали. Дело в том, что инциденты на Кашагане – это не "неизбежные происшествия в ходе отладки при запуске месторождения", а аварии повышенной опасности! "Растрескивание" на трубопроводе с выбросом смертельно опасного сероводорода (типичная в последние годы авария на Кашаганском производственном комплексе) - это реализация самого мрачного сценария развития событий: как говорят отраслевые специалисты, при таких авариях только чудо не привело к человеческим жертвам. Как пояснили "Радиоточке" источники в NCOC, за ночь в трубопроводах компании по неизвестным причинам образуется вода - гидрат, что и приводит к коррозиям труб от сероводорода и широкому растрескиванию труб. Кстати, именно по этой причине все "утечки" фиксируются в утренние часы примерно в промежутке с 8.45  до  9.00 часов утра. По каким причинам происходят изменения в микроклимате трубопровода, пока неизвестно. Зато в распоряжении редакции имеется информация о том, что консорциум NCOC уже заказал экспертизу труб японской компании "Сумимото" у специалистов Оксфордского университета. Они должны будут проверить продукцию японской компании на брак.

Также известно, что по результатам "незначительного инцидента" консорциум NCOС вынужден был извлечь из работающего трубопровода две "японские" трубы. Результат "ознакомления" был ошеломляющим, поскольку первоначальные предположения о локальной трещине были по результатам осмотра отвергнуты. Речь идет именно о "растрескивании" труб вширь и в длину. Такие ЧП проходят в документах компании под абреввиатурой SSC - (растрескивание под действием напряжений в сульфидосодержащей среде), хотя трубы на морской части изготовлены из стали марки LTCS (низкотемпературная углеродистая сталь), а на наземной - и трубы, и переходники из CRA (коррозионно-устойчивый сплав). Более подходящих сплавов стали для нефти и газа с высоким содержанием сероводорода не изобретено наукой. Так почему же трубы из таких самых подходящих сплавов не выдерживают коррозии от сероводорода и почему внутри них образуются в ночное время гидраты? Это - главный  вопрос, который предстоит выяснить в ходе расследования. Вариантов на данный момент известно два. Либо речь все-таки идет о бракованных трубах от японской компании "Сумитомо", либо - консорциум неправильно использует набор антикоррозийных материалов. В частности, не инжектирует в трубопровод метанол для очищения труб от гидратов или делает это несвоевременно. Впрочем, специалисты говорят, что и сам метанол не так уж "безобиден" для безопасности труб.

Теперь об итогах аварийного дуплета. Ряд отраслевых специалистов, не согласившихся говорить официально до окончательного подведения итогов аварий, полагают, что последствия аварии можно разделить на две части. Первая — чисто технологическая. Если компания будет работать в соответствии с технологическими нормативами, то самым разумным было бы приостановить "рискованные игры" с первой коммерческой нефтью и предложить новые сроки запуска проекта — после проведения соответствующей оценки по замене трубопроводной системы в проекте. Однако у проекта есть еще и политическая составляющая, которая заставит компанию запустить коммерческую добычу заново, игнорируя высочайшие риски. В рамках этой модели оператор отправит одну-две экспортные партии нефти и тем самым попытается реабилитироваться за провалы. Как надолго затянется эта игра в политику, не зная реальных объемов добытого сырья, прогнозировать довольно сложно. Но при этом совершенно ясно: перед ответственными лицами маячат муки выбора. В подтверждение этого факта можно вспомнить следующее: 10 октября в Астане прошло экстренное совещание под руководством Тимура Кулибаева по Кашагану. Оно собрало всех участников проекта, в том числе представителей научных институтов и экспертов. Каких-либо окончательных решений на совещании принято не было.

Проект "завис".    

Официальное заявление NCOС

9 октября 2013 г. в 9.00 утра на производственных объектах Острова Д месторождения Кашаган произошел технический сбой. В качестве превентивной меры добыча нефти была приостановлена, но будет возобновлена по мере устранения неполадки. Подобные незначительные инциденты характерны для процесса запуска комплексных, технологически сложных объектов в эксплуатацию.

Во второй половине дня 9 октября 2013 г. в ходе плановой проверки газопровода, проложенного от Острова Д до завода "Болашак", на расстоянии двух километров от завода в районе санитарно-защитной зоны были обнаружены следы утечки газа. В качестве превентивной меры на соответствующем участке трубопровода проведены работы по сбросу давления и очистке азотом, чтобы обеспечить его доступность для осмотра. Департамент по чрезвычайным ситуациям был своевременно оповещен о произошедшем. Угрозы здоровью людей и окружающей среде не наблюдается.

Земляные работы по вскрытию трубопровода начались утром 11 октября. Как только работа будет завершена, будет осуществлен осмотр данного участка и в случае необходимости - проведены ремонтные работы согласно процедуре. Добыча нефти приостановлена до тех пор, пока не будет выяснена причина утечки газа.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.radiotochka.kz/news/full/872.html

16.10.2013 16:13

Энергетика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Бактыбек Орозалиевич Калмаматов

Калмаматов Бактыбек Орозалиевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
70%

кыргызских школ не подключены к центральной канализации

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Май 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31