90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Шанхайская организация сотрудничества столкнулась с внутренними противоречиями

29.05.2018 10:33

Политика

Шанхайская организация сотрудничества столкнулась с внутренними противоречиями

В Алматы по инициативе экспертного объединения «Один пояс — один путь» состоялся круглый стол на тему «Шанхайская организация сотрудничества после расширения: риски, возможности и перспективы». Участники мероприятия, среди которых были авторитетные эксперты, высказывали свои мнения по поводу сложившейся в мире геополитической ситуации и о том, какова во всем этом роль ШОС.

Будущее — туман?

Основной мыслью всех выступлений было то, как непростая мировая обстановка влияет на Казахстан, и что делать нашей стране в случае того или иного сценария развития событий в мире.

На самом деле сегодня мир настолько глобализировался, что все происходящие в нем события в той или иной степени находят свое отражение в любой его точке. События на Ближнем Востоке уже который год не сходят с первых полос практически всех мировых СМИ. Эхо ближневосточной войны гулко отдается в самых разных регионах планеты. В том числе и в Центральной Азии.

Все чаще появляется информация о переброске боевиков из Сирии, где они потерпели поражение, в Афганистан и концентрации их у границ центральноазиатских государств. Более того, по утверждениям многих экспертов, граждане этих государств, воевавшие в рядах террористических организаций, возвращаются домой и создают так называемые «спящие ячейки», готовые проснуться по первому сигналу.

А то, что сигнал рано или поздно последует, сомневаться приходится все меньше и меньше. Ведь переброску боевиков в северные провинции Афганистана производят с явно определенной целью. Словом, Центральная Азия в соответствии с планами определенных кругов должна стать новой ареной сражений. Об этом сегодня говорят практически уже открыто.

Тем актуальнее становится существование Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), одной из основных задач которой является противодействие терроризму. Напомним, что в прошлом году ШОС увеличилась на две страны. Вновь прибывшими участниками оказались Индия и Пакистан. Таким образом, структура переросла из региональной в глобальную.

Однако, по словам участников прошедшего в Астане мероприятия, ожидаемого результата это не повлекло. По крайней мере, пока. Хотя некоторые из них не скрывали оптимизма по поводу грядущих перспектив.

Так, по мнению генерального консула Китайской Народной Республики в Алматы господина Чжан Вэя, принятие Индии и Пакистана в организацию означает новую фазу в развитии организации, рост ее влиятельности и авторитетности. А сама организация демонстрирует последовательное углубление сотрудничества и взаимодоверия. При этом консул отметил, что факторы неопределенности в мировой и региональной политике увеличиваются.

Собрались, чтобы говорить или все же что-то реально делать?

Доктор политических наук ведущий специалист в Казахстане по Китаю Константин Сыроежкин выразил мнение, что в современных условиях все отчетливее проявляется стремление многих членов организации сохранить геополитический нейтралитет. Другими словами, отдалиться от противоречий между государствами — членами ШОС и коллективным Западом, равно как и от двусторонних противоречий между государствами-членами.

К примеру, если раньше находящимся в очень непростых отношениях с США России и Китаю удавалось как-то склонить на свою сторону других членов организации, то сегодня это стало сложнее.

— Расширение ШОС в условиях полицентричного мира — это естественный процесс, однако увеличение числа членов не всегда успешно сказывается на повышении эффективности этой деятельности, — пояснил он. — Позиция Индии в ШОС как не западной, но и не антизападной страны весьма привлекательна и для остальных членов организации. Особенно в условиях усиливающегося нажима США на Россию и Китай.

Такая политика, по словам политолога, ведет не только к утрате солидарной позиции ШОС, но и усложняет процедуру выработки каких-то общих решений. Поэтому организация в недалеком будущем вполне может превратиться в некий клуб по интересам. Тогда как в своем расширенном составе она должна уметь реагировать на различные угрозы не только в Центральной, но и в других регионах Азии.

— Здесь возникает сакраментальный вопрос: способна ли ШОС это делать? — говорит Сыроежкин. — Особенно с учетом того, что выработка солидарной позиции по тому или иному вопросу весьма затруднительна. Я думаю, вопрос риторический.

Господин Сыроежкин к тому же напомнил о фигурировавшей некогда идее ранжировать страны-члены ШОС следующим образом: Китай и Индия — главная группа, Россия и Пакистан — середняки, а всех остальных объединяют понятием «другие».

— Каждый новый член организации привносит в нее свои проблемы. Надежды, что ШОС поможет решить конфликт между Индией и Пакистаном, рухнули. Не все согласны с консенсусным принятием решений в ШОС, — сказал он. — Нужно как можно больше конкретики в деятельности структуры — это строительство дорог, мостов, предприятий, а также усиление аналитической и прогностической деятельности в рамках ШОС.

Словом, налицо фундаментальная проблема, связанная с будущим этого объединения. Как будет себя позиционировать ШОС в дальнейшем — как региональная или глобальная организация?

Шелковый путь. Все не так гладко, как хотелось бы

Говоря о новых участниках объединения, доктор политических наук Булат Султанов отметил, что, например, Индия, не успев в него вступить, уже выдвигает свои претензии, связанные с тем, что эта страна все больше сближается с США. Индийцы не хотят конфронтации с американцами и потому считают некоторые инициативы ШОС вредными для своих отношений с Вашингтоном.

Организация, таким образом, функционирует в ситуации усиливающегося противостояния между коллективным Западом и теми странами, у которых складываются с ним сложные отношения и есть свои цели.

В частности, США стремятся сохранить однополярный мир и не допустить утраты глобального лидерства любыми средствами, вплоть до военных. Тогда как сейчас мир нуждается в более справедливой, отвечающей интересам всех и каждого государства полицентричной модели мироустройства вместо нынешнего монополярного, считает Султанов, напомнив, что это общее мнение министров иностранных дел стран-членов ШОС, высказанное на прошедшей в начале апреля встрече в Пекине.

— При этом подчеркнули, что процесс формирования полицентричности происходит в условиях роста политической напряженности, региональных кризисов и конфликтов, — сказал он по этому поводу.

Эксперт назвал внешнюю политику Вашингтона непредсказуемой, способствующей нарастанию напряженности не только на Ближнем Востоке, но и в странах, прилегающих к Центрально-Азиатскому региону.

— На Западе сейчас наблюдается усиление интереса к Центральной Азии. Но, на наш взгляд, главная причина этого заключается не в Афганистане, а в географическом расположении Казахстана и всего региона между Россией и Китаем, — сказал Султанов.

Политолог напомнил, что в соответствии с Новой стратегией национальной безопасности США, принятой в декабре 2017 года, Россия и Китай объявлены их соперниками, бросающими вызов американским интересам, ценностям и благосостоянию. Еще более жесткая позиция Америки сформулирована в очередном «Обзоре ядерной политики».

— Цель политики США ясна — ухудшение социально-экономического положения в вышеназванных странах, — продолжил он. — Как следствие, свержение правящих режимов путем цветных революций и, в конечном итоге, сохранение однополярного мира.

Религиозный радикализм становится социальной идеей

Особое беспокойство на Западе вызывает не только сближение Китая с Россией, но и сопряжение Евразийского экономического союза с проектом Экономического пояса Шелкового пути. Поэтому, по мнению Султанова, нельзя исключать попыток срыва реализации этого проекта путем дестабилизации ситуации в странах ЦА и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР с помощью цветных революций, как это было неоднократно в ряде постсоветских стран.

Или путем создания в регионе «зоны управляемого хаоса» с использованием политического ислама и с учетом технологий, отработанных в Ливии, Сирии и Ираке.

— Тем более что домой возвращаются граждане центральноазиатских стран, прошедшие идеологическую обработку в рядах ИГИЛ, — отметил он. — Это может привести к активизации и последующему объединению подпольных исламистских групп в регионе.

Радикальный ислам, по мнению Султанова, имеет в регионе весьма благодатную почву. В Центральной Азии растет популярность его идей по одной простой причине — ухудшение социально-экономического положения населения и, как результат, социальное расслоение и поляризация общества. Также сопутствующими факторами для этого являются коррупция и безработица.

— В этих условиях радикальный ислам выступает у части обездоленных людей в качестве единственной надежды на восстановление социальной справедливости, — сказал Султанов, напомнив высказывание экс-министра по делам религий и гражданского общества РК Нурлана Ермекбаева, заявившего об усилении внешнего негативного влияния на религиозную аудиторию страны и появлении реального беспокойства, что на смену светскому государству могут прийти средневековые порядки и смута. А в современных условиях рост религиозности опережает формирование соответствующей культуры.

— Активность зарубежных экстремистских и террористических организаций на территории государств Центральной Азии существенно сократилась. Тем не менее, на наш взгляд, сотрудничество правоохранительных организаций региона по борьбе с экстремизмом и терроризмом осуществляется недостаточно эффективно, — сказал он.

То есть объем работы по противодействию терроризму и экстремизму, которая ведется не только на национальном уровне, но и в рамках различных международных структур, выглядит недостаточным. Сотрудничество спецслужб государств — членов ШОС, по словам эксперта, зачастую сводится к проведению показательных учений, конференций, других подобных мероприятий.

— Целесообразно совместно с соответствующими организациями ШОС и ОДКБ приступить к Стратегии по нейтрализации попыток извне сорвать сопряжение Евразийского экономического союза с проектом Экономического пояса Шелкового пути, — сказал Султанов.

Говоря об антитеррористической риторике США, эксперт сказал, что не стоит питать иллюзий по поводу того, что Запад станет оказывать какую-либо помощь в борьбе против террористов в Центральной Азии, если вдруг возникнет такая необходимость.

— Обстрелы Сирии в апреле-мае со всей очевидностью показали двойные стандарты Запада, — сказал он. — Более того, последние события еще раз продемонстрировали, что США и их союзники оказывают прямую помощь ИГИЛ. События в Узбекистане 2005 года, Кыргызстане 2010 года, Таджикистане в 2012-2013 годах наглядно показали, что Запад будет исходить исключительно из собственных геополитических интересов.

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

29.05.2018 10:33

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Андрей Андреевич Крутько

Крутько Андрей Андреевич

Чрезвычайный и полномочный посол РФ в КР

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

0

сотрудников Свердловского РУВД Бишкека получали реальный срок наказания за пытки

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31