90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Казахстан и страны Центральной Азии: завтра закладывается сегодня

04.04.2018 15:33

Политика

Казахстан и страны Центральной Азии: завтра закладывается сегодня

Начало 2018 года было связано с существенной внешнеполитической динамикой

На казахстанской площадке продолжается Астанинский процесс по Сирии. Безусловно, ключевым событием является то, что Казахстан находится в качестве избранного члена и председательствовал в январе в Совете Безопасности ООН.

Казахстан первый за семь лет организовал визит членов СБ ООН в Афганистан. Процесс реабилитации Афганистана – одно из важных международных направлений и он лежит в русле укрепления региональной безопасности в Центральной Азии. Казахстан принимает самое деятельное участие в международных усилиях по поддержке Афганистана, оказывает гуманитарную помощь, в том числе в рамках программы обучения гражданским специальностям порядка 1000 афганских студентов.

Следует отметить, что Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 2405 от 8 марта 2018 года с оценкой ситуации в Афганистане, которая опирается на данные визита членов Совета Безопасности ООН в Афганистан, проведенного по инициативе казахстанского председательства в январе этого года.

Кроме того, в документе отмечается важность и эффективность организованных в ходе казахстанского председательства в СБ ООН 19 января этого года дебатов по Афганистану на тему «Построение регионального партнерства в Афганистане и Центральной Азии в качестве модели взаимозависимости безопасности и развития».

Один из важных аспектов афганского урегулирования – это предотвращение конфликтов, в чем главная роль отводится молодежи и женщинам. В этой связи на Казахстан возложена миссия по проведению международной конференции осенью 2018 года в Астане на тему: «Расширение возможностей для женщин в Афганистане».

Дружить странами

Афганистан для Центральной Азии важен тем, что он открывает магистральную дорогу в Южную Азию. По оценкам многих зарубежных экспертов, выход на юг создает возможность для региона стать самодостаточным.
За прошедшие 26 лет обретения Независимости республиками региона Центральная Азия трансформировалась в самостоятельный регион, показав всему миру, что данная территория может эффективно развиваться.
Определенное время внутренние интеграционные процессы в Центральной Азии были законсервированы в связи с разным пониманием того, как должен развиваться регион и составляющие его страны. Было много устремлений, пожеланий, соблазнов, заблуждений.

Каждое государство региона определялось со своей идентичностью, искало, нередко методом проб и ошибок, оптимальный путь национального развития. В итоге возобладал ключевой подход – подходить ко всему с точки зрения реальной политики и прагматизма.

Очевидно, что мы не будем иметь возможность развиваться так, как мы этого хотим, без учета интересов окружающих нас стран. Выигрышность позиции будет заключаться в том, чтобы кооперироваться, укрепляя региональную субъектность Центральной Азии.

Центральная Азия – это регион, находящийся в глубине материка, который нуждается в выходах к глобальным коммуникациям. Мы находимся в окружении крупных держав, региональные и геополитические интересы которых следует учитывать. Однако как Китай, так и Россия, Иран и страны Южного Кавказа – все они имеют определенные преимущества, слабые стороны, предпочтения и симпатии. Со всеми ними необходимо сотрудничать и взаимодействовать. При этом у России, Китая, Ирана непростые отношения с западным миром, сопровождающиеся санкционным противостоянием, тарифными и торговыми конфликтами.

В чем наш интерес?

Казахстан – последовательный приверженец идеи поиска общих точек соприкосновения, общего интереса. То есть разговора на общем языке многосторонней выгоды. Как известно, Казахстан 20 лет трудился вместе со своими партнерами, чтобы создать Евразийский экономический союз. На сегодняшний день союз претерпевает беспрецедентное давление из-за того, что прагматика, рынок, принципы свободной торговли существенно ослабли. Зачастую превалирует геополитика.

В этих условиях  оптимальный путь видится в кооперации стран Центральной Азии. В 2005 году Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своем Послании народу обнародовал идею создания Союза центральноазиатских государств (СЦАГ). За прошедший период об эту идею было сломано немало копий. Однако спустя 12 лет начались реальные подвижки в данном направлении. С 2017 года наметилась новая динамика отношений с Узбекистаном, демонстрирующим прагматизм и все большую открытость.

2018 год обозначил качественные изменения в отношениях стран Центральной Азии. 15 марта этого года в Астане впервые за 13 лет за одним столом состоялась встреча лидеров центральноазиатских стран.
Перспектива региона видится в формировании множественного поля геоэкономических проектов, которые бы давали возможность для более лучшего отстаивания и продвижения национальных позиций в переговорах с другими странами.

Поэтому так важны проекты Евразийского экономического союза, СНГ, ОДКБ, ШОС, китайской инициативы «Один пояс – Один путь». Создается естественная конкуренция проектов и на этой основе каждая из центральноазиатских стран может выбрать для себя наиболее приемлемые варианты и/или их комбинации.

Ключевой задачей для стран региона является привлечение иностранных инвестиций. Однако основным условием для прихода инвестиций является качество человеческого капитала и инфраструктуры. Должны быть прозрачные правила, стабильное законодательство. Помимо этого, безопасность – это императив, без которого не мыслимы как инвестиции, так и развитие в целом.

В этом отношении в Центральной Азии еще предстоит решать комплекс проблем. Так, должны быть урегулированы пограничные вопросы. Казахстан со всеми своими соседями договорился о границе. В прошлом году в Самарканде состоялось знаковое событие – заключение соглашения о точке стыка границ Казахстана, Узбекистана и Туркменистана.

В целом мотивация очень проста. Что привлекательнее для инвесторов? Разделенные рынки стран Центральной Азии – по 5, 15, 30 млн человек или когда масштаб рынка превышает 70 млн?

Безусловно, легче выступать с консолидированной позиции. И мы видим, как сейчас происходит усиление кооперационной парадигмы в Центральной Азии.

Важный вопрос –преодолеть инфраструктурные диспропорции между нашими странами. Центральная Азия должна стать целостным транспортно-логистическим узлом, чтобы через регион на принципах многосторонней выгоды могли проходить потоки как с юга на север, так и с запада на восток и наоборот. Важно также то, что инвестиции должны быть эффективно освоены, то есть  подкреплены соответствующей социально-экономической отдачей. В Центральной Азии имеется человеческий потенциал, который необходимо раскрыть и правильно использовать. В этом контексте есть известная проблема, связанная с тем, что страны региона сегодня выступают больше экспортерами трудовых ресурсов.

В поисках пути в мировой мейнстрим

На постсоветском пространстве наблюдается дисбаланс между севером и югом в численности населения, из-за чего образуются миграционные «воронки». Ранее страны ЕС, возможно, приветствовали приток мигрантов, поскольку воспроизводство населения было низким. Дети в развитых странах – это весьма затратное удовольствие, так как семьи стремятся обеспечить высокие стандарты развития подрастающего поколения. Так называемый европейский тип воспроизводства. Но имеется еще азиатский тип воспроизводства, нацеленный на максимальную рождаемость в условиях высоких рисков смертности.

Вместе с тем в условиях урбанизации потребность иметь как можно большее количество детей сокращается. Соответственно, сегодня мы имеем глобальную тенденцию сокращения рождаемости, роста продолжительности жизни и одновременно снижение спроса на массовую миграцию. Миграция становится селективной. Государства стремятся приглашать к себе только квалифицированных работников и специалистов.
В этом контексте Центральная Азия столкнулась с проблемой утечки профессиональных кадров. Происходит смена поколений в науке, образовании. При этом молодежь смотрит за пределы своей страны, стремясь к тому, чтобы расширять свои возможности.

Есть три вида модернизации: вестернизация, имитация и реальная модернизация. Необходимого эффекта, конечно, можно достичь при глубинной модернизации, когда изменениям подвергаются все системы и настройки, работающие на человеческий капитал.

Однако эту реальную модернизацию должны делать профессионалы. Поэтому так актуально стоит вопрос об образовании.

Образование – это система, в которой сосредоточены как национальные, так и универсальные ценности. В условиях вестернизации общество стремится к потреблению зарубежного образовательного продукта, преимущественно из топового листа Лиги Плюща. Но это не решает вопроса глубинной модернизации. С получением зарубежного образования меняются и мотивации. Не у всех молодых людей возникает желание засучить рукава и ехать к себе в страну, работая над тем, чтобы менять экономику и общество. Это кропотливый, рутинный труд.

Поэтому так важно, чтобы регион Центральной Азии не только консолидировался, но и чтобы наращивал связи с развитыми, преимущественно западными странами – источником инноваций, технологий, инвестиций. Это делать очень не просто в условиях санкционных войн, которые сегодня получили широкое распространение.

Тем не менее у Центральной Азии есть шанс выступить своеобразным стабилизатором, не прерывая связь с передовыми экономиками.

В этой связи состоявшийся исторический визит казахстанского лидера Н.А. Назарбаева в США в январе этого года – это шанс не только для нашей страны, но и всего региона, для того, чтобы увидеть перспективу, выработать некий механизм реабилитации, выхода из исторического небытия в мировой мейнстрим. Тем более что западные государства в принципе готовы помогать при адекватных откликах, ценностях и культуре взаимоотношений. Если посмотреть итоги визита Елбасы в США, то прежде всего следует сказать о содержательности результатов. Это не просто протокольные решения и меморандумы. Речь идет о долгосрочных проектах, о системной работе.

О молодежи

Вместе с тем, чтобы двигаться дальше, мы должны меняться сами. Поэтому столь важное значение имеет объявленная Президентом программа духовной модернизации «Рұхани жаңғыру».

С западными партнерами мы должны говорить на одном языке, иметь единый глобальный код поведения и коммуникаций. В нашей стране за прошедший период создан хороший задел из выпускников западных вузов. Они являются общественным авангардом, который обеспечивает диффузию универсальных ценностей на наше национальное поле.

Программа «Рұхани жаңғыру» ориентирована на то, чтобы поменять сознание синхронно тому, как трансформируются экономика, бизнес, рынок, институты.

С принятия Стратегии «Казахстан-2050» прошло более пяти лет. Эта стратегия объявила миру, что Казахстан стал состоявшимся государством. У нас поменялась терминологическая платформа. Общество движется вперед. Однако еще пока слишком велики разрывы между городом и селом, есть перечень депрессивных населенных пунктов, как правило, это малые города. Нужно сделать все необходимое для молодежи, чтобы она чувствовала себя комфортно и могла полноценно развиваться, не обязательно покидая страну. Есть вопросы по гендерной асимметрии.

Нам важно модернизировать дискурс, методологию и терминологии, связанные с молодежной средой. Сейчас заканчивают школу те, кто родился в 2000-х годах. Время идет быстро. Молодежная политика всегда была в приоритете, однако сегодня должны меняться ее формы, технологии. Молодежь нынешнего столетия отличается от молодежи, родившейся в 90-х или 80-х годах.

На примере недавно прошедшего Съезда молодежного крыла «Жас Отан» мы видим, как процесс модернизации затрагивает основную партийно-политическую силу страны. Социальные сети, информационный век диктуют качественное изменение подходов в работе с молодежью и в первую очередь по профилактике ее девиантного поведения.

Таким образом, все, что сейчас происходит в центральноазиатских странах, – это определенный ответ прежде всего на ожидания нового поколения. Государство в современном мире – это система ценностей, устраивающая граждан. Чем более универсальными являются эти ценности, тем больше шансов стать магнитом кадров и технологий. Так сегодня добиваются того, чтобы находиться в мейнстриме развития.

Очевидно, что те государства, которые будут вести обособленную политику, пытаясь дистанцироваться от международных трендов, будут проигрывать, находясь на обочине глобального развития.

В Центральной Азии есть шанс развить свой потенциал, ориентируясь на пример Казахстана. Это формирование позитивного инвестиционного климата, оформление и дисперсия национальной стратегии, региональное лидерство, формирование новых ценностей, определение оптимального баланса между необходимостью сохранения своей культуры и интеграцией в международное пространство.

Кроме того, в этом плане превосходный пример представляют страны Юго-Восточной Азии. Япония, Южная Корея, Сингапур нашли свой путь модернизации, сохраняя свои исконные ценности.

При этом данные страны сейчас развиваются в условиях постмодернизационного и постинформационного общества. В этих странах наблюдается подход, который можно назвать   дружественным к человеку, который стремится чего-то достичь, предпринимает усилия к этому.

Когда дела убедительнее тысячи слов

В связи с этим прошедшую в Астане в прошлом году Международную выставку «ЭКСПО-2017» можно назвать точкой отсчета для формирования постмодернизационной модели развития. МФЦА, центр «зеленых» технологий и стартапов, Назарбаев Университет, НИШ, Национальный медицинский холдинг. Все это высокотехнологические проекты нового поколения. К ним следует добавить крупные транспортно-логистические проекты. Они не просто ведут нас по пути модернизации, но и раскрывают цели постмодернизационного периода. Модернизация должна иметь видимые конечные результаты. Иначе это будет имитация, процессориентированные реформы, прожекты. Все, что мы делаем, должно быть ориентировано на конечный результат.

Таким образом, происходящее сейчас в Центральной Азии – это некая попытка трансформировать регион в соответствии с мировыми тенденциями. И это дает определенное чувство оптимизма, что мы сможем не просто выжить, но и достичь такой планки развития, которая поставила бы нас на один уровень с развитыми странами.

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

04.04.2018 15:33

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Таалайкул Базаркуловна Исакунова

Исакунова Таалайкул Базаркуловна

Министр труда и социального развития

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
$13,2 млрд

внешний долг Казахстана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30