90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Узбекские боевики в рядах ДАИШ: вернутся ли они домой?

Узбекские боевики в рядах ДАИШ: вернутся ли они домой?

После сообщения об инсульте Ислама Каримова, его возможной смерти и отставке многие в регионе задаются вопросом, как теперь поведут себя представители радикальных группировок, вытесненных действующей узбекской властью за границы страны. Попытаются ли они вернуться назад и захватить власть, воспользовавшись неразберихой переходного периода? 

Сейчас уже совершенно ясно, что эти радикалы - не только те, кто сейчас готовится к «празднованию» возможной смерти Каримова в ресторанах этнической кухни Стамбула и Хельсинки. Эти люди, часто выдавленные из страны без большой вины или опасности с их стороны для строя, часто сами признаются, что мало смогут повлиять на политическую ситуацию в республике. Сказывается возраст, потеря связей на родине, не готовность к силовой борьбе с существующими госструктурами. Гораздо более важным фактором в будущей борьбе за власть могут стать молодые радикалы, уехавшие воевать в рядах иностранных террористических группировок. 

В последнее время участились сообщения об участии узбеков из Центральной Азии в боевых действиях в Сирии и Ираке на стороне террористической группировки ДАИШ. Долгое время они оставались, в основном, на вторых ролях, так как арабские радикалы не признавали выходцев с постсоветского пространства, считали их «неполноценными мусульманами» и использовали только в качестве «пушечного мяса» на полях сражений против режима Ассада. Но после того, как позиции ДАИШ ослабли, а наступление правительственных войск и российские бомбардировки стали выбивать из их рядов все больше полевых командиров узбеки, выходцы из Кыргызстана и Узбекистана стали все чаще появляться в роли командиров самостоятельных боевых отрядов. 


Сирийские войска уничтожают грузовики, везущие продовольствие и боеприпасы боевикам в Алеппо 

Военные аналитики отмечают, что тактика боевиков в районе Алеппо резко изменилась в течение августа, что позволило им на время сдерживать наступление проправительственных сил. Сообщают, что они чаще стали маневрировать, использовать фланговые удары и внезапные атаки, которые раньше заменялись массовыми атаками правительственных позиций или использованием террористов-смертников на заминированных автомобилях. 

«Так обычно ведут себя не местные или, скажем, иракцы, а, например, выходцы из Средней Азии или Чечни. Особенно те, кто получил боевой опыт или в составе Советской армии, или в те времена, когда развитой системы подготовки смертников и других элементов, присущей тактике религиозных радикалов, еще не существовало» - отмечает издание «Взгляд», наблюдающее за ходом сирийского конфликта.

Этим новичкам в элите боевиков далеко не всегда сопутствует успех. Например, в Ираке узбек, командовавший отрядом ДАИШ под именем Абу Катад, был казнен за то, что сбежал с поля боя во главе собственного подразделения перед наступающими силами иракских курдов. В результате курдам и правительственным силам удалось освободить 7 населенных пунктов, а сам Абу Катад был захвачен другими боевиками ДАИШ и казнен в военной казарме аль-Газалани на западе провинции Найнава.  

Анонимный российский военный специалист отметил, что эти события не результат личной трусости или неумения нового поколения полевых командиров из стран Центральной Азии. Боевики просто не могут эффективно противостоять нарастающей интенсивности ударов российской авиации. 

«Уничтожаются конвои с вооружением, боеприпасами, продовольствием, командные пункты и даже резервы, которые боевики перебрасывают к линии фронта... Все это в конечном итоге ведет к изматыванию бандитской группировки в Алеппо, лишает ее наступательных возможностей, деморализует рядовой состав и руководителей тактического и даже оперативного звена. При этом, подчеркнем еще раз, это делается не за счет жизней сирийских солдат, а только усилиями российской авиации – в почти полигонных условиях» - считает эксперт. 

Примерно также в 2011 году США силами спецназа и авиации добиться перелома в гражданской войне в Ливии и принести победу противникам режима Каддафи. Наземные отряды лишенные поддержки с воздуха с трудом могут противостоять противнику, который под постоянным прицелом с воздуха держит их тылы и коммуникации. Даже в Сирии, где за последние несколько лет ДАИШ удалось создать прочный тыл, ход конфликта резко изменился после появления на полях сражений иностранной авиации.

По существующим оценкам, сейчас за рубежом находится по меньшей мерее 1-1,5 тысячи этнических узбеков, отправившихся воевать на стороне ДАИШ и других подобных групп. Вероятное поражение ДАИШ заставит их искать новое место для себя, а опыт войны и полученный вкус к командованию власти многим не позволит вернуться к обычной жизни. 


Сирийские правительственные войска ведут бои в Алеппо и окрестностях

Можно ожидать, что они попытаются вернуться назад и принести с собой войну в Узбекистан. Армия и спецслужбы республики очень велики, но полторы тысячи опытных бойцов – тоже значительная сила. В соседнем Афганистане, между тем, действует группировка «Исламское движение Узбекистана», в которой также немало этнических узбеков и которая также присягнула на верность афганской ветви ДАИШ. Сейчас афганская вооруженная оппозиция вышла в некоторых районах к северной границе страны и может быстрым марш-броском выйти на территорию Узбекистана. 

Конечно, нескольким тысячам пехотинцев, вооруженными автоматами и «Мухами», узбекская армия сможет дать отпор. Особенно если радикалам не удастся поднять мятежи среди постоянных жителей страны, в частности - крестьянства Ферганской долины, недовольного аграрной политикой Ташкента. Пока недовольство общество проявляется достаточно сдержанно, но смена привычного президента, опасность «кризиса легитимности власти» и объективные проблемы общества могут спровоцировать непредсказуемое развитие событий. 

Вместе с боевиками война из Ирака и Сирии может прийти и в государства Центральной Азии. Даже неудачная попытка радикального переворота в Узбекистане, не говоря уже об опасности создании там экстремистского анклава, может больно ударить по всем соседним государствам, включая Казахстан и Кыргызстан. Так, 2016 год уже принес рост террористической опасности в оба эти государства, особенно в Казахстан, где экстремисты совершили серию резонансных терактов и даже пытались устроить в Актобе что-то вроде локального госпереворота. 

Если новой точкой дестабилизации региона станет Узбекистан, сейчас являющийся относительно стабильным, то всем правительствам придется искать способы ответа на новые и очень опасные вызовы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Исламом Каримовым

Специально для StanRadar.com: Марат Назаров

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Дни рождения:

35%

населения Кыргызстана питаются лишь хлебом с сладким чаем

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31