90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Данияр Косназаров: Исламское движение Узбекистана выбирает большее из зол

17.08.2015 09:01

Безопасность

Данияр Косназаров: Исламское движение Узбекистана выбирает большее из зол

 

Каковы мотивы, стоящие за недавней присягой Исламского движения Узбекистана (ИДУ) ИГИЛ?

ИДУ встало на сторону большего зла с далекими расчетами. Движение ведет свою борьбу за выживание и стремится вновь стать значимым. ИДУ, вероятно, осознает, что раскол внутри самих талибов неизбежен и движению нужно быстро повысить свою роль, став “правой рукой” ИГИЛ в Афганистане, одновременно сохранив себя как самостоятельную организацию с обособленной идентичностью. Пока ИДУ фокусируется на зоне АфПак, но, возможно, будет готово вернуть себе статус центральноазиатской группировки.

Какими соображениями руководствовалось Исламское движение Узбекистана, присягая на верность Исламскому государству? Как отразилась на ИДУ смерть лидера Талибан муллы Омара? Связывает ли все также ИДУ себя с Афганистаном и Пакистаном? Какова роль Центральной Азии в будущей стратегии развития ИДУ?

Исламское движение Узбекистана (ИДУ) выбирает большее из зол. Между движением Талибан и ИГИЛ ИДУ встало на сторону последних. ИДУ ведет свою борьбу за выживание и это движение не хотело бы кануть в лету после стольких лет, потраченных на достижение легитимности на афганско-пакистанском джихадистском ландшафте. Это поле начинает сильно дробиться после известий о том, что лидер движения Талибан мулла Омар, оказывается, уже давно мертв. Борьба за власть внутри талибов плодит обиженных, для которых ничего не остается кроме присоединения к ИГИЛ.

За годы войны в Афганистане многие командиры, выпавшие из движения Талибан по тем или иным причинам, таили свою обиду к движению. Пока не появился ДАИШ (ИГ на арабском языке), в Афганистане нельзя было “орудовать”, не поставив в известность талибов. И присяга некоторых бывших сторонников Талибан лидеру ИГ Абу бакру аль-Багдади говорит о том, что появилась надежда обладать такими же ресурсами и военной мощью как Талибан на афганском фронте. Сами талибы, конечно же, оценили такие действия как вызов их доминирующему положению.

Недавняя клятва ИДУ Абу бакру аль-Багдади свидетельствует о том, что группировка Усмона Гази четко знает,  на что идет, и трезво оценивает, как ее действия будут расценены талибами. ИДУ работает на дальнейшую фрагментацию афганского джихадистского фронта, вероятно, осознавая, что внутри самих талибов может быть ужесточена борьба за власть в последующие годы.

Последнее чревато ослаблением группировки, растранжированием энергии и средств на внутренние разборки, перетеканием ресурсов и кадров в ряды того же ИГИЛ. ИГИЛ может набрать критическую массу сторонников, в рядах которых будут опытные бойцы, командиры, религиозные деятели только тогда, когда внутри Талибан произойдет раскол. Если до смерти муллы Омара и назначения муллы Мансура в качестве нового лидера талибов было немыслимо думать о том, что многие матерые члены движения станут врагами друг другу , то теперь на основе отказа признать Мансура в качестве лидера, ряды ДАИШ могут резко пополнится.

Запрыгнуть в поезд к ДАИШ

ИДУ норовит воспользоваться такими выгодными для себя перспективами, что позволит усилить свою ресурсную базу и пополниться новыми рекрутами. ИДУ и само опасается, что его кадры предпочтут воевать в Сирии, нежели чем остаться в зоне АфПак, война внутри которой начала уже давно казаться бессмысленной для многих боевиков. Для этого и нужно заново показать значимость Афганистана, а с учетом того, что ДАИШ положил глаз на т.н. “Хурасан”, ИДУ хочет заняться аутсорсингом ИГ в Южной и Центральной Азии. ИДУ рассчитывает на свое преимущество, что является не инородным элементом, а состоит из боевиков местных стран. Без этого условия перемещение по зоне АфПак будет затруднено в виду отсутствия знаний о местности, нужных навыков общения с населением, экспертизы о контртеррористической деятельности локальных государств в целом.

И раз уж талибы не признают ИГ, место филиала ДАИШ в Южной и Центральной Азии остается вакантным. Почему бы ИДУ не заполнить имеющуюся нишу, тем более, когда это сулит большие для нее выгоды.

ИДУ само давно нуждается в ребрендинге, а появление такого мощного игрока как ИГ на джихадистском рынке еще сильнее бьет по интересам тех группировок, которые не смогли адаптироваться к современным условиям. ИДУ как небольшая организация решает присоединиться к “великому делу” ДАИШ, пытаясь оседлать волну и получить дивиденды. Самое главное, движение хочет заново стать привлекательной организацией, в ряды которых стремятся попасть новоиспеченные боевики.

Чем больше боевиков, тем больше возможности привлечь финансирование. Чем больше средств, тем больше возможности привлечь в свои ряды опытных командиров, оснастить армию хорошим оружием и обеспечить себя поддержкой лидеров местных общин и населения. Этого и жаждет ИДУ, вычерчивая, с их точки зрения, беспроигрышную бизнес-стратегию.

Назад к основам?

Не совсем ясно, как ИДУ хочет возвратиться в Центральную Азию. Тем более, что в течение последних десяти с лишним лет они все больше и больше отдалялись от своих центральноазиатских корней и начали больше ассоциироваться с Афганистаном и Пакистаном, в том числе по этническому составу своих последователей. Этот фактор представляет один из явных минусов для ИДУ, но есть ощущение, что они готовы вернуть себе статус центральноазиатской группировки.

Все эти годы для стран ЦА было удобно, что ИДУ сфокусировано на войне в зоне АфПак и не трогает нас. Хотя сам факт существования ИДУ использовался странами как “страшилка” не только для внутренней, но и внешней аудитории.  И если вдруг ДАИШ решится поставить на ИДУ, не известно, чем это обернется для государств Центральной Азии.

Вместе с тем, пока непонятно, какую стратегию в центральнозиатском направлении готово использовать ИДУ. Возможно, делаются расчеты, что те центральноазиатские боевики, которые сейчас находятся в Сирии, вернувшись на родину или перекочевав в Афганистан, станут членами ИДУ и ее ячеек.

Но становится понятно, на что ИДУ не готово пойти. Движение не хочет оказаться в Сирии и/или полностью раствориться в ДАИШ. Их цель – не просто аутсорсить ИГ в Хурасане, но стать их “правой рукой”, чтобы сохранить себя как самостоятельную организацию с обособленной идентичностью. Такой расклад, конечно же, будет представлять идеальный вариант для ИДУ, но есть ощущение, что они готовы проявить достаточную гибкость, чтобы понравиться руководству ДАИШ.

При любом развитии событий, многое будет зависеть от самого ИГ и от того насколько ДАИШ действительно готово укорениться в Южной и Центральной Азии.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://caa-network.org/archives/4827

17.08.2015 09:01

Безопасность

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Андрей Андреевич Крутько

Крутько Андрей Андреевич

Чрезвычайный и полномочный посол РФ в КР

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
70-е

место занимает Таджикистан в мировом рейтинге рабства «Global Slavery Index-2013»

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Май 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31