90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Хроники казахстанского кризиса

14.08.2015 19:05

Экономика

Хроники казахстанского кризиса

«Казахстан переживает непростые времена», - говорит президент страны. «Мы начинаем жить в «Новой норме», - вторит ему премьер-министр. Эксперты сложившуюся ситуацию описывают, ну и объясняют, по-разному. Одни говорят: мировой кризис, другие, что кризис локальный. Причин много. Разбираться можно долго. Тем временем бизнес во весь оставшийся голос пытается докричаться до общества и рассказать о своих проблемах. Историй множество. Кто-то, отчаявшись, предлагает выходы, кто-то жалуется без всякой надежды, словно психологу. Вот две истории. Два крупных предприятия. Разные отрасли, общие проблемы.     

Алматинский дрожжевой завод. Единственное в стране специализированное предприятие по производству хлебопекарных прессованных и сушеных дрожжей. Предприятие с богатейшей историей, которой больше 50 лет. Полностью модернизированное, соответствующее всем мировым стандартам качества менеджмента и безопасности. Импортоориентированное. Крупный налогоплательщик. Вот что пишет руководитель Владимир Егудкин: «Основная проблема, с которой столкнулось наше предприятие в рамках вхождения в единый Таможенный союз, – завоевание рынка Казахстана российским продуктом. На данный момент завод испытывает высокое конкурентное давление на внутреннем рынке, что привело к снижению объемов реализации продукции. С октября 2014 года объемы продаж дрожжей, производимых АО «Алматинский дрожжевой завод», снизились по сравнению с 2013 годом  на 20%. С начала 2015 года тенденция не меняется, падение относительно 2014 года составляет более 50%. Убытки же предприятия за первое полугодие уже составили 27,5 миллионов тенге. Агрессивная демпинговая политика российских производителей вытесняет нас с отечественного рынка. В конечном итоге это приведет к остановке предприятия и безработными останутся более 200 человек, а бюджет недополучит налогов и отчислений на сумму более 100 миллионов тенге в год. Запасы прочности у компании заканчиваются, вместе с ростом дебиторской задолженности. Продукция АДЗ не востребована и даже за отгруженную продукцию не рассчитываются, потому что она не продается на фоне резко подешевевшего импорта».

У директора завода есть и предложения. Он говорит, что если границы закрыть нельзя, а курс национальной валюты, по мнению государственных чиновников, оптимальный, сложившуюся ситуацию могут решить государственные меры поддержки, такие как: «включить производство дрожжей как вид деятельности в перечень юридических лиц, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья. Таким образом, можно будет получить льготы по уплате НДС, снизив их на 70%. Также нужно снизить тарифы не менее чем на 30% на электроэнергию, газ, воду».

«Байсерке-Агро». Крупнейший сельскохозяйственный производитель в Алматинской области. Заместитель директора по экономической безопасности Кирилл Павлов рассказывает о трудностях своего предприятия:

"Полноправное вступление Кыргызстана в ЕЭАС открыло новые возможности для кыргызских животноводов и напрочь убило последние надежды казахстанских. Те аграрии, кто выдержал удар от наплыва дешевой российской конины из приграничных районов, вряд ли смогут долго продержаться в нынешних условиях. Перекупщики уже не возят конину из граничащих с Казахстаном российских регионов – там она попросту кончилась, сейчас везут уже из Бурятии и все равно, даже с учетом транспортировки, мясо на выходе дешевле, чем отечественное. После подписания документа об открытии границ для Кыргызстана цены на мясо начали стремительно падать, что, безусловно, явилось благом для потребителя и запустило длительный (а для кого и не очень) механизм уничтожения производителя мяса в Казахстане. Мясо из Киргизии возили всегда – в основном контрабандой, в небольших объемах и сбывая проверенным оптовикам. Теперь же можно работать легально, нет ограничений в объемах, не надо прятаться и давать взятки пограничникам. Из производственников это спасет разве что переработчиков мяса, тех немногих, кто выжил после прихода белорусских колбасных изделий на казахстанский рынок. Возможно, чиновники, так рьяно сдерживающие девальвацию, не совсем понимают механизм формирования цены на мясо, но ведь достаточно взглянуть на прошлый год, трагично окончившийся для большинства производителей зерна, – многие не то, что не заработали, а реально ушли в минус. Так вот, основные затраты при производстве мяса – это корма. Корм – это выращенная или купленная продукция растениеводства, притом что семена казахстанского производства у нас можно купить только зерновых. Те же семена кукурузы на силос или сои приходится импортировать. Благо хоть недавно в ЮКО начали продавать семена люцерны, правда, не той всхожести, что у краснодарской, но зато дешевле на 10-12%.

Может быть, мы, работники сельского хозяйства, не умеем правильно работать или что-то делаем не так, чтобы выжить в текущих  условиях, чтобы выстоять от удара конкуренции без девальвации? Так пусть те, кто умные, те, кто знает и умеет, выйдут из своих прохладных столичных кабинетов и приедут к нам в поле, да расскажут, как выжить при такой конкуренции при таком курсе тенге, который мы имеем сейчас, а точнее, который имеет сейчас нас".

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

14.08.2015 19:05

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
620

террористов и экстремистов задержаны в Таджикистане за последние пять лет

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31