90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Падающий Китай, затаившийся Казахстан. Чего ждать Астане от застоя в экономике КНР?

22.01.2015 13:49

Экономика

Падающий Китай, затаившийся Казахстан. Чего ждать Астане от застоя в экономике КНР?

Бюро статистики Китая опубликовало свежие цифры, которые свидетельствуют о продолжающемся спаде экономики Поднебесной. Экономический рост КНР в 2014 году замедлился, таких плохих показателей в Китае не было последние четверть века. Аналитики подчеркнули, что инвестиции в основные фонды, являющиеся драйвером китайской экономики, намного скромнее, чем ожидали власти.

Плохо обстоят дела и в секторе розничных продаж, но заметнее всего просела недвижимость. Инвестиции в основные фонды в 2014 году выросли на 19,6%, что стало самым низким показателем за последние десять лет. Рост ВВП в 2014 году составил 7,4% и оказался ниже целевых показателей. Согласно отчету аналитиков Capital Economics замедление темпов китайской экономики продолжится и в 2015 году.

Китай в минусе, Штаты в плюсе

Причинами замедления темпов роста китайской экономики эксперты называют заметно укрепившийся доллар на фоне стремительно дешевеющей нефти. В отличии от ослабевающего Китая экономика США наоборот показывает рекордный с 2003 года рост. Только в третьем квартале 2014 года реальный валовой внутренний продукт Соединенных Штатов вырос в годовом исчислении на 5%.

В 2014 году в США было зафиксировано заметное снижение дефицита торгового баланса, с 2009 года он снизился с 9,8% до 2,8%. Западные эксперты сомневаются, что при таком раскладе сил Китай в скором времени действительно сможет стать первой экономикой мира. Однако опрошенные Kursiv.kz эксперты не склонны драматизировать ситуацию. На их взгляд, в отличие от России, где под воздействием санкций начинается системный кризис в экономике и возможна рецессия, у Китая гораздо больше ресурсов, чтобы преодолеть возникшие трудности, и отказываться от борьбы за экономическое лидерство в мире Пекин не намерен.

Впрочем, директор Института системных исследований казахстанского общества Тохтар Есиркепов считает, что так просто «посадить на дно» КНР не удастся, так как фактически Поднебесная сегодня второй после США крупный участник в мирохозяйственных отношениях и первая крупнейшая производительница товаров и услуг на мировой рынок. От состояния, тенденций и направлений развития китайской экономики в значительной мере зависит весь мировой рынок, поэтому серьезное экономическое падение невыгодно не только Казахстану или России, но и ведущим странам Запада.

Директор консалтинговой компании «Almagest» Айдархан Кусаинов заметил, что показатель роста в 7,4% в общем-то достаточно хорош, по сравнению с мировым, так что правильнее говорить не о проседании экономики Китая, а о ее замедлении.

Борьба с коррупцией подрывает экономику

Стоит отметить, что ухудшение экономических показателей в Китае началось еще до нового витка мирового кризиса и падения цен на нефть. В 2013 году темпы роста серьезно замедлились. Тогда были достигнуты самые скромные результаты за последние 20 лет. Доля потребления в росте ВВП резко упала с 60,4% в 2012 году до 45,2% в 2013 году. Парадоксально, но эксперты связывают замедление темпов экономического роста с начатой в Поднебесной масштабной борьбой с коррупцией, крестовый поход против который придя к власти в марте 2013 года объявил китайский лидер Си Цзиньпинь.

Власти всерьез взялись за анализ трат как государственных служащих, так и рядовых граждан, и если затраты им кажутся чрезмерными, то у правоохранительных органов могут возникнуть к любителям дорогих покупок серьезные вопросы. Именно этим и объясняется небывалое сокращение доли потребления в структуре ВВП. Так, например, согласно информации Китайской кулинарной ассоциации, в 2013 году в системе общепита был зафиксирован самый низкий рост с 1990 года. В последние два года в КНР резко упали продажи автомобилей премиум-класса.

Оказалось, что драконовские китайские методы борьбы с коррупцией, когда не развивается правосознание чиновников, а лишь нагнетается атмосфера страха, способны привести к снижению инвестиций в основные фонды. Эту тенденцию зафиксировало гонконгское отделения Bank of America Merrill Lynch. Эксперты отметили, что китайские чиновники просто стали бояться инициировать новые проекты и инвестировать в них, дабы не быть заподозренными в коррупции. Своеобразные методы борьбы с взяточниками, по данным Merrill Lynch, могут стоить Китаю в самое ближайшее время 1,5% от роста ВВП.

Политолог из Вашингтонского университета Шынгыс Нурланов сообщил Kursiv.kz, что действительно в последнее время в Китае активно ведется антикоррупционная компания. Он отметил, что эксперты расходятся во мнениях о ее подлинных причинах. Кто-то утверждает, что таким образом руководство страны избавляется от «неугодных», что в свою очередь ведет к сужению круга влиятельных людей страны. К концу компании эксперты ожидают появления очень узкого круга лиц, которые могут принимать решения. Со времен Дэн Сяопиня в Китае сложилась традиция коллективного принятия решения среди членов коммунистической партии. Другие же эксперты идут еще дальше, говоря о намерении Си Цзинпиня узурпировать всю власть в своих руках, поэтому экономические риски для него отходят на второй план.

Риски для Астаны

Проблемы в китайской экономике чувствительны и для Казахстана. Поднебесная - один из ключевых торговых партнеров РК. Товарооборот между двумя странами превышает $28 млрд. Китай второй после России торговый партнер Казахстана, на его долю приходится почти треть всего товарооборота страны. Учитывая тесную экономическую и политическую кооперацию Пекина и Астаны, проблемы соседей невольно будут отражаться и на Казахстане, считают эксперты. Хотя, пока основное давление на РК оказывает негативная ситуация в России, но и непростые времена для Китая не сулят ничего хорошего Казахстану, считают они.

«Здесь нельзя забывать, что КНР крупнейший инвестор казахстанской экономики, только в 2014 году Поднебесная согласилась вложить в РК $10 млрд. Нынешний спад, безусловно, повлияет на возможности Китая предоставлять долгосрочные и масштабные внешние кредиты в зоне своего «мягкого» влияния. Все это не может не отражаться на экономических параметрах роста и развития партнеров Китая, прежде всего, стратегических, к числу которых относится Казахстан и вся Центральная Азия. При этом нельзя забывать, что Пекин начал работу по выдвижению своей национальной валюты в качестве одной из резервных валют мира. Как известно, Китай и Казахстан договорились использовать свои национальные валюты во взаимном товарообороте, и если китайская экономика продолжит падение, то здесь заложены существенные риски для Астаны», - заметил г-н Есиркепов.

Председатель правления BRB INVEST Галим Хусаинов считает, что главная опасность для Казахстана от замедления темпов роста экономики Китая заключается в том, что именно слабость экономики КНР в значительной степени влияет на формирование цен на нефть на мировых рынках.

«Поддерживать постоянно высокий экономический рост сложно, так как растет база и, соответственно, в процентом выражении с каждым годом темп роста экономики будет снижаться. Например, если в развитых странах темп роста в 3% считается высоким, то в развивающих странах - это низкий рост. Для Казахстана прямого воздействия от экономических проблем Китая нет, но есть косвенное влияние. Снижение темпов роста Китая отражается в целом на мировой экономике и воздействует на стоимость энергоресурсов и других сырьевых товаров, так как Китай является ключевым потребителем сырья в мире. Соответственно, снижение темпов роста влияет на ожидание по спросу сырьевых товаров и на этих ожиданиях падают цены. А вот падение цен на энергоресурсы подрывает экономику Казахстана. Естественно, причиной снижения цен не нефть является превышение предложения над спросом. Рост предложения вырос в первую очередь за счет высокого спроса в период роста экономики Китая. Но так как экономика Поднебесной очень закрытая и специфичная, делать по ней прогнозы сложно, она развивается по своему собственному пути с большим влиянием государства. Сейчас Китай дошел до предела возможного развития за счет текущей структуры управления, и дальнейший прогресс потребует проведения административных реформ», - заметил он.

«Рисков для Казахстана или влияния на Казахстан проблем в экономике Китая нет. Темпы роста экономики РК практически в два раза меньше, чем у китайской, так что для Астаны Пекин продолжает оставаться стабильным и быстрорастущим партнером», – уверен Айдархан Кусаинов.

По данным американского исследовательского института Heritage Foundation, всего Китай с 2005 по 2013 год инвестировал в Казахстан 21,8 миллиарда долларов. Из них 19,7 миллиарда долларов пошли на реализацию совместных проектов в энергетической отрасли — а это 90 процентов всех инвестиций Китая в Казахстан за данный период. Среди стран ЦА прямые инвестиции Китая сосредоточены в Казахстане, Кыргызстане и Туркменистане, их доли составляют 61.26 %, 16.61 % и 10.49 % соответственно.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

22.01.2015 13:49

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Данил Турсунбекович Ибраев

Ибраев Данил Турсунбекович

Министр по энергетике и инфраструктуре

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

63.3%

граждан Кыргызстана не сообщают в милицию о преступлениях

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30