90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Цифровая дипломатия США. Об использовании Госдепартаментом сети Интернет (Часть I)

10.12.2014 17:04

Политика

Цифровая дипломатия США. Об использовании Госдепартаментом сети Интернет (Часть I)

Весной 2014 года Уральский центр РИСИ в Екатеринбурге провёл исследование на тему «Цифровая дипломатия США в Центральной Азии». Исследование охватывает различные аспекты использования интернета и современных коммуникаций в качестве инструмента внешней политики Соединённых Штатов Америки на примере Центрально-Азиатского региона.

18 ноября 2014 года тезисы исследования были озвучены руководителем центра, к.ю.н. Поповым Д.С. на Втором заседании экспертного клуба «Урал-Евразия» в Уральском федеральном университете. 26 ноября 2014 года Попов Д.С. выступил с ними в Душанбе на факультете международных отношений Российско-Таджикского Славянского университета в рамках работы Аналитической ассоциации ОДКБ.

Сайт РИСИ представляет вниманию читателей первую часть названного доклада, посвящённую понятию и общим вопросам цифровой дипломатии США.

В последние годы значение цифровой дипломатии в международной практике США неуклонно растет. Наряду с устоявшимися методами работы американского внешнеполитического ведомства и традиционными каналами доведения информации через радио, телевидение и прессу интернет все шире используется Госдепартаментом для пропаганды, сбора информации, оказания давления на иностранные правительства, подготовки активистов и стимулирования протестных движений. Цифровая дипломатия применяется Госдепартаментом совместно с сетевыми операциями АНБ, ЦРУ и Пентагона.

Кроме того, цифровые решения интенсивно внедряются в повседневную деятельность рядовых сотрудников Госдепа с целью повышения их эффективности, мобильности и координации.

Цифровая дипломатия отражает стремление правительства США использовать свое технологическое преимущество и является ответом на взрывной рост числа абонентов «всемирной паутины» (особенно в развивающихся странах), которое к концу 2014 г., по прогнозам Международного союза электросвязи, достигнет 3 млрд чел.

Новые методы дипломатической работы апробируются Соединенными Штатами по всему миру, в т.ч. активно используются в Центральной Азии и других бывших советских республиках.

Цифровая дипломатия в деятельности Госдепартамента

Понятие, институты и цели

Цифровая дипломатия (Digital Diplomacy) – это использование Интернета и современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для реализации дипломатических и сопряженных внешнеполитических задач. Также обозначается терминами «сетевая дипломатия» (Net Diplomacy) и «публичная дипломатия Веб 2.0» (Public Diplomacy Web 2.0.).

Впервые в международной практике цифровая дипломатия как самостоятельное направление работы стала активно применяться США, где рассматривалась как важный элемент «мягкой», а затем т.н. «умной силы». В течение 2006-2007 гг. в Госдепартаменте, ЦРУ, Министерстве обороны, а также Агентстве международного развития США (USAID) были созданы более пятнадцати отделов для работы с иностранной интернет-аудиторией, конкретно – для анализа международных и национальных соцсетей, блогов, чатов и распространения в них нужной информации. С этого времени возможности названных подразделений неуклонно наращиваются.

Первая рабочая группа (в составе 6 человек) по вопросам интернет-дипломатии в Госдепартаменте была образована в 2002 г. В 2003 г. на ее базе создан Офис интернет-дипломатии (Office of eDiplomacy), курирующий сегодня указанное направление, в т.ч. подготовку программного обеспечения (ПО). С сентября 2013 г. его возглавляет Эрик Нельсон (Eric Nelson). Офис входит в Бюро управления информационными ресурсами, которое отвечает за безопасность компьютерных сетей и внедрение ИКТ в работу 260 американских загранучреждений. Помимо Office of eDiplomacy отдельные функции в рамках цифровой дипломатии возложены еще на 24 внутренних подразделения Госдепартамента. Среди них стоит выделить Офис по вопросам цифрового взаимодействия (Office of Digital Engagement) в структуре Бюро по связям с общественностью, который ведет официальный блог Госдепартамента DipNote и поддерживает официальные страницы ведомства в социальных медиа, а также Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда, которое совместно с USAID организует подготовку иностранных интернет-активистов.

Всего к марту 2012 г. в центральном аппарате внешнеполитического ведомства США состояло около 150 человек, непосредственно ответственных за направление, еще более 935 человек (по оценкам весны 2010 г.) вели его в миссиях за рубежом. В значительной степени соответствующие подразделения укомплектованы молодыми специалистами, а рабочий процесс организован по типу IT-корпораций Силиконовой долины.

Первые проекты цифровой дипломатии были запущены в середине 2000-х годов при госсекретаре К.Райс, но особое развитие они получили уже позже при госсекретаре Хиллари Клинтон. Последняя начала реформу Госдепартамента на основе опубликованного в 2010 г. Четырехлетнего обзора дипломатии и развития (QDDR), предусмотрев усиление подразделений, ответственных за работу в сети. К началу 2010 г. Х.Клинтон удалось привлечь к сотрудничеству с ведомством руководителей крупнейших частных интернет-компаний (Google, Facebook, Twitter, Howcast, AT&T). Как считается, уже вскоре это позволило Соединенным Штатам непосредственно воздействовать на развитие событий т.н. «арабской весны» 2011 г., когда протестная активность в странах Северной Африки и Ближнего Востока стимулировалась извне с помощью современных средств коммуникации. Идеологами нового подхода в команде Х.Клинтон стали старший советник госсекретаря по инновациям Алек Росс (Alec Ross) и политический советник по инновациям Бен Скотт (Ben Scott). Несмотря на произведенные впоследствии кадровые перестановки, Джон Керри, возглавивший Госдепартамент в феврале 2013 г., в целом сохраняет курс на широкое использование цифровых методов в дипломатической практике США.

Концептуально представления о цифровой дипломатии изложены в ряде актов Госдепартамента, в т.ч. в названном Четырехлетнем обзоре 2010 г. и т.н. инициативе «Государственность в 21 веке» (21st Century Statecraft). Согласно последнему документу, качественное улучшение технологий и стремительный рост пользователей интернета в развивающихся странах требуют от США изменения методов внешней политики и ее переориентации на возможности современных ИКТ. В целом, по его смыслу, цифровая дипломатия должна решать две большие задачи – способствовать совершенствованию работы Госдепартамента и усиливать американское влияние на социально-политические процессы в других странах. В соответствии с этими задачами все проекты цифровой дипломатии США можно разделить на две категории.

Интернет как инструмент повышения эффективности

К первой относятся проекты, направленные на повышение эффективности деятельности Госдепа, информированности и мобильности персонала, улучшение взаимодействия между подразделениями. Для этого в ведомстве внедрен целый комплекс современных цифровых решений.

В 2004 г. запущен новый электронный сервис поиска по внутренним базам данных SearchState (ранее – Enterprise Search). В 2005 г. – корпоративная платформа тематических блогов Communities@State. (70 виртуальных форумов и 46,5 тыс записей к 2012 г.), где сотрудники обсуждают вопросы администрирования, страновой политики, языка и имеют возможность создания индивидуальных блогов.

В сентябре 2006 г. начал работу ресурс Diplopedia – внутренняя электронная энциклопедия, аккумулирующая «чувствительную, но не секретную» справочную информацию об американской дипломатической деятельности. Доступ к ней открыт сотрудникам Госдепартамента и разведсообщества США. Система использует принцип известного интернет-портала Wikipedia, когда база данных формируется самими пользователями. В 2012 г. в Diplopedia насчитывалось 5 тыс авторов и 16,3 тыс статей.

В феврале 2009 г. открыт интернет-форум The Sounding Board, где служащие Госдепартамента выдвигают и обсуждают проекты по внедрению инноваций в дипломатическую практику и имеют возможность получить под них целевое финансирование из учрежденного в 2011 г. специального фонда (IT Innovation Fund).

В 2011 г. запущена корпоративная социальная сеть Corridor, в которой в течение первого года было зарегистрировано более 6,8 тыс пользователей и 440 групп. Ресурс повторяет интерфейс Facebook и предусматривает возможность поиска интересующего сотрудника и обмена с ним профессиональной информацией.

Дополнительно в системе центральных управлений Госдепартамента образованы специальные службы, осуществляющие подготовку и сопровождение дипломатов при работе с ИКТ. Соответствующие тренинги проводит Институт зарубежной службы (Foreign Service Institute). Хаб социальных медиа (Social Media Hub) консультирует сотрудников ведомства по вопросам работы в социальных сетях и решает возникающие у них при этом проблемы, например, связанные со взломом аккаунтов. Офис исследований аудитории (Office of Audience Research) готовит аналитику и статистику о поведении пользователей социальных медиа (в качестве индикаторов Стратегическим планом использования информационных технологий Госдепа на 2011-2013 гг. предусмотрены, например, количество пользователей социальных сетей и время, затраченное ими у компьютера). Текущий мониторинг реакции международного интернет-сообщества на американские внешнеполитические шаги осуществляет специальная группа (Rapid Response Unit) в Бюро по связям с общественностью.

С целью проработки новых перспективных интернет-проектов Госдепартамент ежеквартально проводит в США научные конференции на которых в неформальной обстановке обсуждаются пути совершенствования дипломатии с помощью инноваций (программа Tech@State). Участие в них принимают дипломаты, технические специалисты, общественные деятели, ученые и предприниматели, а также иностранные гости. Постоянные темы форума – свобода Интернета, новые избирательные технологии, Гражданское общество 2.0, социальные медиа, мобильные деньги и т.д.

В 2009 г. анонсирована программа виртуальных стажировок в Госдепартаменте для американских студентов (Virtual Student Foreign Service). В соответствии с ней, учащиеся университетов и колледжей США привлекаются для выполнения заявок ведомства, в т.ч. посольств за рубежом, без отрыва от учебы и без необходимости нести расходы на заграничные поездки. Как правило, в летние месяцы по 5-10 часов в неделю они занимаются исполнением таких поручений, как перевод текстов, размещение и редактирование постов в социальных сетях, обработка SMS-сообщений, сбор и анализ информации СМИ о зарубежных странах, в частности России, и т.д. В 2014 г. такую удаленную практику, облегчающую нагрузку штатных сотрудников Госдепартамента, USAID и еще 6 американских ведомств, пройдут 511 студентов по 276 заявкам.

Стоит упомянуть также и о внедрении специфических ИКТ в отдельные сферы деятельности внешнеполитического ведомства США. Консульская служба поддерживает интернет-сервисы (travel.state.gov) и программы для мобильных устройств, повышающие информированность граждан США за рубежом, упрощающие их регистрацию, а также поиск и предупреждение при чрезвычайных ситуациях, наподобие землетрясения в Гаити в 2010 г. Офис технологий проверки и прозрачности (Office of Verification and Transparency Technologies) Бюро по контролю за вооружениями изучает возможность создания приложений для смартфонов и планшетов, позволяющих в т.ч. общественникам осуществлять мониторинг ситуации с распространением оружия массового уничтожения.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.riss.ru/analitika/3988#.VIgZCdKsVpF

10.12.2014 17:04

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Ташполот Балтабаевич Балтабаев

Балтабаев Ташполот Балтабаевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

117

место занимает Кыргызстан по уровню развития инноваций

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30