90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Виртуальная реальность «Группы 24»

Виртуальная реальность «Группы 24»

В Центральной Азии неожиданно повеяло ветром «цветной революции»: в сентябре – октябре оппозиционное действующей в Таджикистане власти общественно-политическое движение «Группа 24» «наводнило» интернет призывами к участию в митинге протеста против «тирании и деспотизма» президента страны Эмомали Рахмона. Акция должна была состояться на центральной площади Душанбе 10 октября – в день, когда глава Таджикистана был в Белоруссии – на саммите глав государств СНГ. 

Интересно, что «Группа 24» – явление в политической жизни Таджикистана скорее виртуальное. Основанное бизнесменом Умарали Кувватовым движение в настоящий момент обладает практически нулевым влиянием в таджикском обществе. Местонахождение его лидера, обвиненного в коррупции и бежавшего за границу, в настоящее время неизвестно. Душанбе объявил его в розыск Интерпола, но задержать и экстрадировать Кувватова в Таджикистан также не удается с 2012 года. 

Однако официальные власти Таджикистана восприняли эту «виртуальную угрозу» неожиданно серьезно. 10 октября в Душанбе были проведены специальные учения МВД по разгону протестующих, закрыт доступ к более чем 200 сайтов, в том числе социальным сетям Фейсбук, ВКонтакте,Yuotube, ряду новостных российских порталов. Под запрет попал даже американский интернет-магазин Амазон! В столице было ограничено пользование мобильной связью. На въездах в город развернуты блок-посты. Ну и, конечно, Верховным Судом и Генпрокуратурой Таджикистана «Группа 24» была объявлена вне закона как экстремистская организация. 

Некоторыми наблюдателями даже были сделаны выводы о слабости и неуверенности, которые якобы были продемонстрированы «режимом Рахмона» перед угрозой народных волнений.

Так ли это? Являлась ли реакция таджикских правоохранителей «чрезмерной» и «не соответствующей реальной опасности»? 

При всей кажущейся маргинальности «Группы 24» информационная шумиха вокруг нее показывает, что к «раскрутке» оппозиционеров подключились весьма могущественные силы... Так, накануне митинга – 8 октября - на сайте таджикской редакции радио «Би-Би-Си» было размещено пространное интервью Умарали Кувватова со «стандартными» обвинениями в адрес Рахмона и его семьи в формировании в стране «тоталитарного и коррумпированного режима», фактами из жизни «бесправного» населения, доказывающими отсутствие в стране демократии. 

Дело, конечно, не в обвинениях и заявлениях Кувватова, а в предоставлении оппозиционному лидеру информационной площадки аккурат накануне митинга протеста. То есть человек исчез для всех – даже о месте своего пребывания не сообщает – а корреспонденты «Би-Би-Си» его так внезапно и удачно «нашли»… 

Далее – после блокировки на территории Таджикистана сайтов последовала незамедлительная реакция ОБСЕ, представитель которой Дунья Миятович обвинила руководство республики в «непропорциональном и незаконном» нарушении прав граждан на доступ к информации и призвала снять все ограничения. Такая оперативность и принципиальность, конечно, делает честь европейской организации, но все же – где Европа и где Таджикистан?..

В назначенный день митинг, конечно, не состоялся. «Группа 24» подтвердила свое, мягко говоря, незначительное влияние на общественную жизнь Таджикистана. При этом Умарали Кувватов обвинил в срыве митинга китайцев. По его словам, подразделение из 800 китайских военнослужащих было накануне 10 октября тайно переброшено в Душанбе для разгона протестующих, и «это напугало людей»…

Без комментариев. Так же как без комментариев остались заявления оппозиционера об участии военнослужащих российской военной базы в учениях по разгону митинга. Обвинения настолько вздорные, насколько и бездоказательные, но при этом вполне отражающие обеспокоенность Запада развивающимся сотрудничеством Душанбе с Москвой и Пекином.

Так что при всей «виртуальности» «Группы 24» и ее лидера их поддержка со стороны влиятельных западных организаций и СМИ является вполне реальной. Именно это заставило таджикские власти принять беспрецедентные меры безопасности в отношении готовящейся акции. То, что сегодня кажется условным и несерьезным, завтра – при достаточных финансовых вливаниях и поддержке Запада – может стать «точкой сборки» оппозиционных экстремистов и движущей силой новой «цветной революции». Кто еще год назад что-то слышал о «Правом секторе» и Дмитрии Яроше?

Пока Душанбе уверенно демонстрирует «нулевую толерантность» к любым попыткам раскачать ситуацию в стране. Но они последовательно осуществляются, и это не может не тревожить…

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Эмомали Рахмоном

Специально для StanRadar.com: А. Князев-Некрасов, политолог

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
14

человек претендует на 1 вакантное рабочее место в Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30